1. Какие сказки Андерсена начинаются следующими словами? • « Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». • Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной сабля на боку». « Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени…» 2. Откуда Андерсен брал сюжеты своих сказок? • В какой сказке автор говорит что услышал ее от ласточки ? • Сюжет какой сказки, по уверению автора, « заимствован прямо из газет»? 3. сказках зачастую самые обыкновенные предметы получают не обычное назначение. B какой сказке героиня пишет письмо на сушеной треске? • В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует предмет мебели? • Сколько братьев было у оловянного солдатика? Кем была его матушка? 4. Кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы? * " А король-то оглый!» • « Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». * « Не беда появится на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!» 5. Кто охранял огниво в одноименной сказке ? 6. Как можно распознать настоящую принцессу ? 7. Какой рост был у дюймовочки ? 8. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса ? 9. С какого при Оле - Лукойе навевал людям сны ? 10. В каких сказках Андерсена действуют птицы ? 11. Что должна была делать Элиза, чтобы избавить своих братьев, превратившихся в лебедей, от колдовства?
Образ Петра центральный в поэме. Пушкин дает в «Медном всаднике» свою трактовку личности и государственной деятельности Петра. Автор изображает два лика императора, во вступлении Петр — человек и государственный деятель:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Им руководит идея блага Отечества, а не произвол. Он понимает историческую закономерность и предстает как решительный, деятельный, мудрый правитель.
В основной части поэмы Петр — памятник первому русскому императору, символизирующий самодержавную власть, готовый подавить любой протест:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Конфликт истории и личности раскрывается через изображение судьбы обыкновенного человека. Хотя Евгения исследователи не включают в галерею «маленьких людей» , тем не менее некоторые типические черты таких героев находим в этом образе. Евгений лишен индивидуальности. Петр I становится для него тем «значительным лицом» , которое появляется в жизни любого «маленького человека» , чтобы разрушить его счастье.
Величие, государственный масштаб образа Петра и ничтожность ограниченность кругом личных забот Евгения подчеркивается композиционно. Монолог Петра во вступлении («И думал он: Отсель грозить мы будем шведу...» ) противопоставлен «думам» Евгения («О чем же думал он? о том, / Что был он беден...») .
Конфликт поддерживается стилистически. Вступление, эпизоды связанные с «кумиром на бронзовом коне» , выдержаны в традиции оды — самого государственного жанра. Там, где речь идет о Евгении, господствует прозаичность.
Противостояние человека и власти, личности и государства — вечная проблема, однозначное решение которой Пушкин считает невозможным.
шепнул он злобно задрожав,-
Ужо тебе!.. И вдруг стремглав
Бежать пустился...
бежит и слышит за собой
Тяжело-звонкое скаканье..
За ним несется Всадник Медный
На звонко скачущем коне.