1. Какое противоречие заключено в рассуждениях И.В. Гете и разрешимо ли оно? 2. Почему восьмидесятилетнего обучения чтению», по Мнению Гёте, оказалось недостаточно, чтобы достичь цели? 3. Есть ли созвучные положения в рассуждениях о чита- теле И. Ильина, С. Маршака и Ч. Айтматова? 4*. Приведите из художественной литературы приме- ры, подтверждающие мысль о том, что читатель узнаёт историю человечества «со скоростью переворачиваемой страницы».
изысканная просвещенность, европейская цивилизованность верейского находятся в резком контрасте с невежеством, грубостью троекурова . обходительность вельможи оттеняет властность местного царька. это противопоставление фигур верейского и троекурова в романе для пушкина имело принципиальный смысл. драматизм происходящего объясняется не злым правом, природным самодурством троекурова, но социальным разделением людей (и в этом отличие истинно реалистической позиции пушкина от просветителей xviii века) . пушкину важно было показать, что просвещенность верейского в конце концов оказывается не менее жестокой по своим последствиям, чем варварская необузданность троекурова . обаяние верейского действует на юных читателей, как поначалу и на машу троекурову . читатели открывают, как жесток верейский . он сватается к девушке, которая его не любит и для которой брак с ним будет несчастьем. он показывает письмо марии кириловны, написанное в надежде на его великодушие, отцу, своенравие которого верейскому известно. князь стреляет в дубровского, хотя тот не пытается прибегнуть к насилию. утонченность манер верейского, его пресыщенность, неестественность, над которой иронизирует пушкин, так далеки от благородства, порядочности, гуманности.
у пушкина характер героя мотивируется всем строем событий и отношений в романе. «богатство, знатный род и связи» развивают в троекурове властолюбие, тщеславие, своенравие и капризы, необузданность желаний, грубость и презрительную надменность. всесилие превращает его в самовлюбленного и нетерпеливого тирана. представители власти униженно лебезят перед троекуровым, добиваясь его расположения и выполняя его прихоти. заседатель шабашкин, прежний и новый исправник, судья и приказные оказываются не слугами закона, а прислужниками троекурова .
тщеславное желание породниться с князем побуждает троекурова отдать машу за верейского . даже в церкви троекуров ведет себя «с гордым смирением» . в троекурове не заглушена совесть. он первый поехал мириться к андрею гавриловичу дубровскому, он умеет оценить независимость дефоржа и достоинства смелого разбойника дубровского. вместе с тем верейский и троекуров при всей разнице между ними оказываются виновниками несчастья марьи кириловны. поражение владимира дубровского конкретно связано также с ними. троекуров дает возможность обнаружить «шайку» дубровского, верейский ранит его.
в рассказе лескова «левша» через главного героя представлен собирательный образ всего народа. простой человек – необразованный, неопрятный, косой и с родимым пятном на щеке, но при этом невероятно талантливый.
он не знает законов и не имеет, каких бы то ни было, подходящих условий, но, несмотря на это, все равно создает шедевры. даже имя его написано с маленькой буквы, чтобы показать, что это не какой-то конкретный человек, а весь народ, живущий в серости и нищете. кроме того, автор указывает еще и на то, что в россии имена многих гениальных людей незаслуженно забыты.
левша родился в туле, он был усидчив и трудолюбив. за две недели ему удалось подковать блоху и написать на ней имя создателя. работа была необычайно тонкой и выверенной. однако правительство, к сожалению, не смогло по достоинству оценить талант мастера, как и тысяч таких же, как он. лесков хочет показать то, что талантливые люди вынуждены распыляться на мелочи.
несмотря на все это, левша остается патриотом, он самоотверженно любит свою родину и даже в отправляется, чтобы показать умения. при этом он голоден и не имеет документов. герой мог бы остаться на чужбине и получить все условия для достойной жизни и труда, но любовь к отечеству толкает его вернуться обратно. он хотел донести до государя важный секрет о том, как нужно хранить оружие, но родина встретила его холодно. левшу ограбили, раздели и «уронили» на парапет, в результате этого он скончался, так и не успев рассказать царю то, что узнал за границей. умирая, он попросил врача сказать, что ружья не нужно чистить кирпичом, но того даже не стали слушать, сказав, что для этого есть генералы.
читая рассказ, я проникся судьбой несчастного, непонятого мастера, который принес себя в жертву ради отечества, но это, к сожалению, так и не дало результата. левша умер зря, а россия потеряла в его лице невероятно талантливого умельца, хотя этого никто и не заметил.