Ктеме петербурга обращались многие поэты и писатели. в , да и в сознании общества в целом, петербург с момента своего возникновения воспринимался не только как конкретный город, как новая столица, но и как символ новой россии, символ ее будущего.для тема петербурга, города, соединившего отсталую россию с европой, стала совершенно особой. вместе с тем в сознании писателей, некоторых видных деятелей петербург уже на рубеже xviii — xix веков был показателем противоречий развития страны.в поэзии этого времени запечатлен образ петербурга декабристов, города больших надежд, благородных стремлений, города пушкина. картины петербургской жизни 1810-х годов даны в первой главе «евгения онегина». поэт воссоздает атмосферу высоких помыслов, истинной духовности, надежд, присущую петербургу тех лет (лексика эпохи, имена, слова, связанные с совершенно конкретными ассоциациями: «вольность», «гражданин», смит, руссо, байрон, «охлажденный ум», «свобода» в то же время отличительная черта пушкинского образа петербурга — противоречивость столичной жизни, двойственность вызываемых городом чувств: город пышный, город бедный,дух неволи, стройный вид,свод небес зелено-бледный,скука, холод и 1833 году в болдине пушкин написал поэму «медный всадник», одно из самых загадочных произведений . в ней поэт по-новомурешает тему петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт. в деятельности петра пушкин видел прежде всего проявление закономерности. и петр был для него не просто «великим человеком», а великим деятелем. поэтому поэма «медный всадник» начинается кратким, но знаменательным описанием петра в один из высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» невы. пушкин рисует светлые картины северной столицы, гордо и непоколебимо стоящей при море, как непоколебимо стоит
Но все случилось не так, как предполагал чичиков. во-первых, проснулся он позже, чем собирался. встав, он потребовал узнать, все ли готово к отъезду и заложена ли бричка, но ему доложили что ничего не готово и бричка не заложена. он рассердился и устроил допрос селифану, который нашел сразу несколько отговорок: лошадей ковать надо, колесо перетянуть, бричку починить… более всего чичикова вывело из себя то, что селифан знал обо всем этом давно и ничего не говорил. селифан же во время допроса потупил голову и ничего не отвечал, лишь, казалось, говорил сам себе: «вишь ты, как оно мудрено случилось; и знал ведь, да не сказал! »