1. Найдите в повести описание чёрта и выделите те черты, которые характерны для этого мифологического персонажа, и черты, добар
ленные автором.
2. За что чёрт ненавидел кузнеца Вакулу?
3. Опишите мать кузнеца Вакулы. Почему Солоху автор называет ведь-
мой? Составьте её характеристику.
4. Найдите описание внешности красавицы Оксаны. Как отразились
в её изображении народные представления о женской красоте?
5. При исполнении какого условия Оксана пообещала выйти замуж за
кузнеца?
6. Кто такой запорожец Пузатый Пацюк? Опишите его. Почему его
можно отнести к так называемой «нечистой силе»? Кто ещё подходит
под это определение?
7. Перечитайте отрывок «Полёт Вакулы на чёрте». Какие ещё мифи-
ческие существа описываются в повести?
8. Прочитайте описание города Санкт-Петербурга и Зимнего дворца.
Какое впечатление они произвели на Вакулу - кузнеца и художника?
Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Мы видим, как замечательно передает поэт . ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания . Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия» .
Интимные чувства героя сливаются здесь с гражданским пафосом:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной.
Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:
"Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию.
Первые 5 строк как будто о любви, а дальше стихотворение приобретает гражданское звучание.
В середине стихотворения гражданский энтузиазм лирического героя сравнивается с томлением влюблённого, а ожидание свободы со свиданием.
Кульминацией стихотворения является сравнение гражданских чувств с любовью и призыв отчизне посвятить «души прекрасные порывы» .
В финале та же тема, что и в начале стихотворения – пробуждение ото сна, только связана она с целым народом («Россия вспрянет ото сна») , то есть получает гражданское, социальное звучание.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма перекрестная. Для того, чтобы передать мысли и чувства лирического героя автор использует любовную лексику (свидание, томление, упование… ) простые и развёрнутые, эпитеты (власть роковая) , ритмические восклицания, инверсию, обращения.
Предложения и стихотворные строки часто не совпадают – возникают ритмические паузы, задерживающие внимание слушателя, читателя. Интонация стихотворения меняется от лирической до патетической.
Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.
Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии.
Это - рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.
Это - рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.
Сколько лет сейчас тебе? Пять, семь, а может быть, даже девять? Это, конечно, немало. Но стране нашей все же больше. И армии нашей больше.
Значит, и рассказ этот надо начать с тех времен, когда тебя еще на свете не было...
Объяснение: