1. Осуществите литературно-художественный анализ произведения «Черная курица, или Подземные жители» и докажите, что перед нами, действительно, характерный пример сказочной повести, поэтика, художественные особенности которой определяются романтической литературной эпохой, а также связывают письменную литературу с традициями национальной устной словесности. 1) Выявите причину обращения писателя к созданию произведений для детей и юношества, опровергните или докажите версию, что «Черная курица…» – мемуары в виде волшебной сказки о реальном пансионе, в котором учился Перовский. Герой (Алеша) носит имя мальчика, о котором и для которого эта сказка написана – Алексея Константиновича Толстого, тезки и родного племянника Погорельского, в будущем самобытного писателя.
2) Рассмотрите проблему своеобразия жанра «Чёрной курицы, или Подземных жителей» А. Погорельского, выделите признаки волшебной сказки, в виде тезисного плана запишите их в тетрадь:
3) Докажите, что в произведении «Чёрная курица, или Подземные жители» проявляют себя традиции нескольких фольклорных (устных) и письменных эпических жанров: мифа, сказки, былины, средневекового рыцарского романа, романтической фантастической повести. Аргументируйте свой ответ.
4) Проведите исследование художественного своеобразия произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», опираясь на следующие задания и вопросы:
а) Перечитайте экспозицию повести (абзацы 1–7). В каком времени и пространстве разворачивается сюжет произведения? Какими художественными средствами задаются эти художественные характеристики?
б) Найдите в сказочной повести образы, создающие бытовой мир. Как они характеризуют жизнь Алеши?
в) Найдите в повести описание приготовлений учителя к встрече важного гостя. С чьей точки зрения (автора или героев) оно дается? Какое значение это имеет для понимания того, что впоследствии произошло с Алешей?
г) Каким в произведении предстает реальный, бытовой мир? С чьей точки зрения он дан?
д) Понаблюдайте за поведением Алеши в сцене с кухаркой, едва не изловившей Чернушку, и в последующей сцене в дортуаре (спальне). Какие черты характера мальчика и особенности восприятия мира ребенком здесь открываются? Что переживает и о чем думает Алеша? Какими видятся истоки детской грезы автору произведения и его читателю?
е) Перечитайте видения Алеши. Чем волшебный мир отличается от реального?
ё) Проследите путь Алеши и Чернушки во время первого и второго путешествий в подземное царство. Какую роль в них выполняет каждый из персонажей? Где здесь реальное, а где фантастическое? Какие предметы и события показались герою-мальчику самыми важными? Почему?
ж) Как в «Черной курице...» создается образ чудесного?
з) Чьи точки зрения представлены в сказочной повести? Определите суть каждой позиции.
и) Определите внешние и глубинные причины поступков Алеши. Что в произведении вам это сделать?
к) Найдите примеры проявления фольклорной и письменной эпической традиции. Какую роль они играют?
л) Охарактеризуйте средства собственно языковой выразительности в повести Погорельского: особенности синтаксиса, тропы, синонимические ряды, используемые символы и аллегории, устойчивые обороты речи. Какую роль они играют в произведении? Какие из них дают представление об индивидуальном, авторском стиле самого Погорельского, а какие – об особенностях языка литературной сказки 20 – 30-х годов XIX века?
м) Опишите, что произошло с Алешей после получения волшебного дара. Как в этом фрагменте повести проявляется педагогическая направленность произведения?
н) Покажите, как в «Черной курице…» отражается процесс созревания детской души.
о) Обратитесь к эпилогу повести. Что изменилось, а что осталось неизменным во взаимоотношениях героев? К какому выводу побуждает автор своего читателя?
2. Докажите, что «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского – образец высоконравственной прозы для детей.
3. Сочините свой вариант продолжения сказки «Что могло быть дальше?»
4. Оформите (письменно) вывод о достижениях А. Погорельского в развитии детской литературы.
рассказ "Васюткино озеро" Астафьева учит не поддаваться панике оказавшись, вернее заблудившись в лесу, а действовать по обстоятельствам, вспомнив все что знали и что слышали о подобных ситуациях, чтобы самостоятельно найти дорогу к людям и не пропасть в глухой тайге, лесу. Вот например маленький герой этого рассказа, Васютка, умел правильно ориентироваться в тайге, он использовал высокое дерево, чтобы осмотреться, он ориентировался на желтые деревья в пойме реки, в найденном озере он заметил речную рыбу и понял, что из озера должен быть сток в Енисей. Найдя сток - он вышел к Енисею и То есть рассказ говорит нам о том, что очень важно в экстремальной ситуации не терять присутствия духа и не делать поспешных и глупых шагов.
13-летний мальчик Васютка живет с родителями в тайге у реки Енисей. Васютка любит природу, ему нравится гулять по лесу, ходить за орехами и охотиться.
Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами. В лесу он охотится на птицу-глухаря. Поймав птицу, Васютка понимает, что заблудился. Он разводит костер, запекает птицу, ужинает и ложиться спать.
На утро Васютка отправляется на север, чтобы поскорее выбраться из тайги. На своем пути он видит озеро, где водится много белой рыбы.
Наконец, Васютка выходит к реке Енисей. Он надеется, что на берегу реки его найдут быстрее. Васютка видит пароход и подает сигналы пассажирам. Но корабль уплывает.
Наконец на 5-ый день своего приключения Васютка мимо проплывает судно, которое замечает мальчика. Васютку привозят домой к родителям.
Приехав домой, Васютка рассказывает отцу о прекрасном озере. Через два дня Васютка с отцом и другими рыбаками плывут на поиски озера и находят его. На озере открывается постоянный рыбный промысел. Отец Васютки с бригадой работают здесь.
Новое озеро так и называют Васюткиным озером – в честь Васютки. Озеро даже отмечают на районной карте. Однако на карте края и на карте России Васюткино озеро не подписано, его трудно найти среди множества других озер.