1. По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении. 2. От чьего имени ведется повествование?
3. Кто главные герои?
4. Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и мальчиком?
5. А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.
6. Из-за чего возник конфликт?
7. А почему дядя обманул Женю?
8. Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?
9. А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему?
10. Как реагирует дядя на непослушание Жени?
11. Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта?
12. Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? 13. Кто сделал первый шаг к примирению?
14. Перечитайте отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?
15. Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником?
нужны достаточно краткие ответы
Песенка о солдатских сапогах.
В этой "песенке" Булата Окуджавы ВСЕ недосказано. Что это за война, что за страна, кто с кем идет воевать. Слышишь грохот барабана, топот солдатских ног на марше, видишь пыль от шагающих сапог. (Да! Киплинг тоже писал о том же - о бессмысленности и бесчеловечности войны и, тем не менее, о вечной необходимости в солдатском ремесле!). Под такие песни легко маршировать, не думая ни о ни о будущем.
Будущее солдат недосказано, но дым пушек легко угадывается в том тумане, куда уходит взвод. А настоящее - быстро становится Не говорится о мужестве, с которым будет исполняться воинский долг. Это – очевидно. Привычная мужская работа.
О нелегкой доле женщин, провожающих мужчин на то и дело вспыхивающую войну, с тревогой и надеждой пытающихся рассмотреть их и свое туманное будущее, тоже недоговаривается. Остается недосказанным, как они выживают, чем им приходится поступаться, чтобы сохранить дом и встретить своих мужчин. Это тоже остается "за кадром".
И о коротком мире, когда солдат может перевести дух, также не рассказывается. Еще воронье жиреет на полях былых сражений, а новая война собирает и старых, и новых солдат.
Эта пронзительная тема полнее раскрывается в другой Окуджавской песне – "До свидания, мальчики!". Сапоги - ну куда от них денешься?! Но недосказанность "Песенки о солдатских сапогах" придает ей особую глубину. А нам - пищу для размышлений о войне и мире.
Замысел и план романа “Обломов” возникли у Гончарова еще в 1847 году; в 1849 году он уже напечатал в издаваемом Некрасовым “Литературном сборнике” главу “Сон Обломова”, которую сам впоследствии называл “увертюрой всего романа”. Эта центральная по своему значению глава “Обломова” имела чрезвычайный успех у критики и читателей той поры.
В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
Обломовка - чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Да и к чему они? Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, кажется, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
Что же представляет собой Обломовка? Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество. Еще бы! Гости ведь приезжают на все праздники и всевозможные именины, то есть практически каждый день: ведь что ни день, то обязательно чьи-то именины или какой-нибудь праздник. В Обломовке даже счет дням велся не по календарю, а по различным праздникам и по приезду гостей. Когда приезжали гости, стол накрывался с еще большей тщательностью и торжественностью, а по вечерам велись длинные разговоры о происходящем вокруг них. Как правило, гости Обломо-вых - такие же дворяне из других вотчин, но среди гостей нет ни одного нежеланного. Ведь Обломовы - гостеприимные хозяева.
Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Покой этот был нарушен лишь однажды, когда в канаве нашли какого-то приезжего. Все мужчины, поверив рассказам своих детей об ужасном змее, вооружившись вилами и топорами, пошли к канаве, где обнаружили уставшего приезжего, да там его и оставили по совету стариков.
Что же вспоминает Илья Ильич во сне о своем детстве? Помнит он свои семь лет, как возилась с ним няня, одевая его, помнит свою давно умершую мать, осыпавшую его поцелуями, расчесывавшую ему волосы, а потом подсказывавшую ему слова молитвы, помнит дом, всегда полный каких-то старичков и старушек. Ничего барчонок не делал сам.
Однажды, когда родители увидели, что их сын уже лет в пятнадцать пытается самостоятельно одеться, они очень удивились, стали охать и ахать, позвали прислугу. Они не понимали, зачем нужно делать что-то самому, если за тебя это может сделать многочисленная прислуга: Васька, Ванька, Захарка... Барчонку позволялось практически все: ему лишь запрещалось ходить в овраг и подниматься на висячую галерею, огибавшую барский дом, уже ветхую и шаткую, которую все собирались починить, но самое большее, что сделали, - это поставили деревянную подпорку.
На первый взгляд может показаться, что населяющие Обломовку люди целыми днями ничего не делают. Но разве это так? Утро в доме Обломовых не пропадало даром: стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Отец Ильи Ильича сидит целое утро у окна и строго следит за всем, что делается на дворе. Сама же хозяйка, мать Обломова, вела наблюдения за приготовлением еды - забота о пище была первая и главная жизненная забота.
Объяснение: