Сюжетным стержнем романа "Красное и черное" не
есть история головокружительной карьеры плебея
в условиях Реставрации и изображение его любовных
похождений с двумя аристократками, а подробное
описание его конфликта с тогдашним французским
обществом, его моралью, законами и обычаями.
Поскольку главным в романе является конфликт между
"уровнем жизненных притязаний" Жульена Сореля и
невозможностью их реализовать из-за его низкого
происхождения, его монолог во время суда звучит
как приговор социальной несправедливости и кастовой
замкнутости французского общества:
"Я не имею чести принадлежать к вашей касте,
господа, в моем лице перед вами крестьянин,
который восстал против низости своего состояния...
Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей,
которые, не задумываясь над тем, что молодость
моя заслуживает сострадания, пожелают наказать
в моем лице раз и навсегда сломать тех юношей
незнатного происхождения, подавленных нищетой,
коим посчастливилось получить хорошее образование,
вследствие чего они осмелились проникнуть в среду,
которое на языке чванливых богачей называется
высшим миром".
Стендаль изобразил психологический портрет талантливого
юноши, которому тесновато в затхлой атмосфере эпохи
Реставрации, замкнутом кастовом обществе,
где "в людях одинаково ненавидят как правду, так и энергию".
Заключительным аккордом протеста звучит эта речь
Жульена на суде.
Это смелый обвинительный акт против общества,
основанного на фальши и лжи.
Длинный внутренний монолог героя за решеткой является
как бы продолжением выступления на суде.
В конце концов Жюльен приходит философскому выводу:
правды в обществе не существует.
Он разочаровался во всём, даже в религии.
Но Жюльен Сорель не революционер.
Для него главным является "слава для себя", а
не свобода для всех.
Жульен не смог при к общественным
отношениям, которые искалечили его натуру.
Сюжетным стержнем романа "Красное и черное" не
есть история головокружительной карьеры плебея
в условиях Реставрации и изображение его любовных
похождений с двумя аристократками, а подробное
описание его конфликта с тогдашним французским
обществом, его моралью, законами и обычаями.
Поскольку главным в романе является конфликт между
"уровнем жизненных притязаний" Жульена Сореля и
невозможностью их реализовать из-за его низкого
происхождения, его монолог во время суда звучит
как приговор социальной несправедливости и кастовой
замкнутости французского общества:
"Я не имею чести принадлежать к вашей касте,
господа, в моем лице перед вами крестьянин,
который восстал против низости своего состояния...
Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей,
которые, не задумываясь над тем, что молодость
моя заслуживает сострадания, пожелают наказать
в моем лице раз и навсегда сломать тех юношей
незнатного происхождения, подавленных нищетой,
коим посчастливилось получить хорошее образование,
вследствие чего они осмелились проникнуть в среду,
которое на языке чванливых богачей называется
высшим миром".
Стендаль изобразил психологический портрет талантливого
юноши, которому тесновато в затхлой атмосфере эпохи
Реставрации, замкнутом кастовом обществе,
где "в людях одинаково ненавидят как правду, так и энергию".
Заключительным аккордом протеста звучит эта речь
Жульена на суде.
Это смелый обвинительный акт против общества,
основанного на фальши и лжи.
Длинный внутренний монолог героя за решеткой является
как бы продолжением выступления на суде.
В конце концов Жюльен приходит философскому выводу:
правды в обществе не существует.
Он разочаровался во всём, даже в религии.
Но Жюльен Сорель не революционер.
Для него главным является "слава для себя", а
не свобода для всех.
Жульен не смог при к общественным
отношениям, которые искалечили его натуру.