1. Припомните полный текст повести Ч. Айтматова «То-
полек мой в красной косынке». Какие еще факты, детали,
события в жизни героев произведения вызвали у вас ин-
терес? Какие еще мысли и чувства появились у вас по со-
держанию этого произведения?
2. В чем вы согласны с главными героями, а в чем не со-
гласны? Как бы вы поступили на их месте в аналогичной
ситуации?
3. Какие изобразительно-выразительные средства ис-
пользует в повести Ч. Айтматов? Каким становится стиль,
язык писателя благодаря этим средствам?
4. Как вы понимаете выражения: «Пусть будет про-
чен поводок сокола, который сел на твою руку», «Хорошая
весть на земле не лежит»?
-Главная проблема,поднятая Пушкиным в романе-это разрушение обществом духовного мира людей.Светское общество,блестящее и благородное,на деле лживо и лицемерно.Враньё и алчность разрушают и калечат души людей,за внешним лоском и приличием скрывается бездушие и пороки,искренним чувствам нет места,всё лишь создаёт внешнее впечатление,но абсолютно пусто внутри.Холодность и неприступность высшего света убивает любые порывы чувств,отнимая лучшие качества у людей.
-Отсутствие цели в жизни,потеря самого смысла жизни главного героя-это ещё одна проблема,волнующая автора.Разочарование в обществе привело Онегина к жизни по "привычке",следуя законам моды.Посещение театра,балов,ресторанов-всё делается от скуки,а не по желанию.Евгений хочет найти смысл в жизни,но нет ответов на его вопросы.Развращённость обществом ,пресыщенность жизнью ,приводит к потере интересов,отсутствие цели опустошает главного героя.
-Человеческий эгоизм,себялюбие-ещё одна проблема,затронутая автором.Эгоизм Онегина приводит к его нарциссизму,он ставит себя выше других,отвергает дружбу и презирает любовь.Это делает Онегина "лишним человеком" в обществе,от его руки погибает Ленский,Татьяне он разбивает сердце.По иронии ,он сам себя оставляет в полном одиночестве,будучи отвергнутым Татьяной.
"Рахметовы — это другая порода, — говорит Вера Павловна, — они сливаются с общим делом так, что оно для них отныне необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно более того заменяет личную жизнь".
Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" — роман о новых людях, об их новой жизни. Это передовая, прогрессивно настроенная интеллигентская часть общества из разночинцев. Это люди дела, а не отвлеченных мечтаний, они стремятся завоевать счастье для народа в борьбе с существовавшими несправедливыми общественными устоями. Они любят труд, горячо преданы науке, их нравственные идеалы высоки. Эти люди строят свои отношения на взаимном доверии и уважении. Они не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями. Герои романа борются за идеал светлого будущего, за лучшую жизнь. Среди них выделяется фигура "особенного человека" Рахметова. Наверное, желая убедительнее аргументировать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна реально люди обыкновенные, Чернышевский выводит на сцену титанического героя Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет особенным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Таких людей, как он, очень мало: их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье; они любят всех людей, страдают от любой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое беда — жалкое прозябание миллионов людей и отдаются исцелению этого недуга со всем жаром.
Рахметов стал в романе подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою поставленная проблема. Критики писали: "Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни". Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши-студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После чтения таких книг он укреплялся в мысли о необходимости скорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.
Рахметов учится и работает у себя на родине, а не за рубежом. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему нужно в первую очередь ведать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. В юности несколько часов в день работал чернорабочим: возил воду, таскал деревянные чурки, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во час трехлетних странствий по РФ, после того как бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.
Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заблаговременно готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова: он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимается делами других людей, он серьезно работает для общества. Рахметов вообще обладал множеством отличительных черт. Например, за пределами своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он замыслил ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.
Рахметов ставил невообразимые опыты над свои телом и до смерти пугал этим свою хозяйку, Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая предположить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.
"Да, смешные люди, более того забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают вероятность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных и добрых людей, но таких одержимых людей мало; но они в ней — теин к чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли".