Калашников - московский купец, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.
Минуло декілька років і ось Іван Сила з дружиною Мілкою та інші учасники цирку зустрілися біля входу в цирк "Бухенбах".Там на порозі їх зустріла мадам Бахенбах,далі вони пішли до зали, до їх рідної зали,та мадам промовила:"Любі друзі, а давайте зробимо шоу та покличемо усіх знайомих та друзів".Без роздумів всі згодилися на цю пропозицію. Через тиждень прийшло багато гостей та циркачі зробили найкраще шоу за всі роки.Після усіх номерів люди йшли і тільки промовляли:"Цирк Бухенбах відновився",і у цей момент повз них проходили Сили із своєю дружиною. На наступний ранок мадам Бухенбах покликала усіх у свою кімнату та сказала:"Дякую вам всім за останній виступ,цирк Бухенбах розпадається". Та потім Іван викрикнув :"Ні, не розпадається,я не проти і далі тут працювати".Інші циркачі з ним погодилися ,вони не можуть жити без цирку,він - їхнє життя.Мадам усміхнулась та обійняла їх всіх,і вони пішли готувати наступне шоу.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.
Минуло декілька років і ось Іван Сила з дружиною Мілкою та інші учасники цирку зустрілися біля входу в цирк "Бухенбах".Там на порозі їх зустріла мадам Бахенбах,далі вони пішли до зали, до їх рідної зали,та мадам промовила:"Любі друзі, а давайте зробимо шоу та покличемо усіх знайомих та друзів".Без роздумів всі згодилися на цю пропозицію. Через тиждень прийшло багато гостей та циркачі зробили найкраще шоу за всі роки.Після усіх номерів люди йшли і тільки промовляли:"Цирк Бухенбах відновився",і у цей момент повз них проходили Сили із своєю дружиною. На наступний ранок мадам Бухенбах покликала усіх у свою кімнату та сказала:"Дякую вам всім за останній виступ,цирк Бухенбах розпадається". Та потім Іван викрикнув :"Ні, не розпадається,я не проти і далі тут працювати".Інші циркачі з ним погодилися ,вони не можуть жити без цирку,він - їхнє життя.Мадам усміхнулась та обійняла їх всіх,і вони пішли готувати наступне шоу.