1. Соотнесите автора и произведения:
1) М.Ю. Лермонтов а) «Книжка счастья»
2) В.П. Астафьев б) «Ангелочек»
3) Н.Г. Гарин-Михайловский в) «Ашик-Кериб»
4) Ю.Я Яковлев г) «Белогрудка»
5) Л.Н. Андреев д) «Сказки старого Тыма»
6) В.М. Пухначев е) «Цветок хлеба»
2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1)литота а) вид комического
2) мораль б) расположение, построение художественного произведения
3) былина в) начало художественного произведения
4) композиция г) литературное произведение нравоучительного характера
5) завязка д) преуменьшение
6) басня е) фольклорное произведение о подвигах богатырей
7) юмор ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.
8) пословица и) краткое высказывание нравоучительного характера
3. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
1. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
2." Котелок сердится и бормочет на огне.
3 «Эти бедные селенья, эта скудная природа»
4.« А вечером блеснет наконец озеро, как черное зеркало».
4. Назовите тип рифмы в следующих строчках:
Зима недаром злится её пора -
Зима в окно стучится
И гонит со двора…
5. Назовите жанр по описанию: небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов
6. Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до пота лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал, да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет…Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
7. Какие качества характера высмеивает автор в этом произведении? (опишите это 4-5 предложениями)
8. Назовите 1-2 произведения, изученные за курс «Родная русская литература», где звучит тема бережного отношения к природе.
Композиция повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»
Выдели два правильных ответа.
Как ты считаешь, с какой целью автор вводит письмо-воспоминание (рассказ в рассказе) бывшей ученицы первого учителя аила Дюйшена?
Верных ответов: 2
1)Вставной эпизод, письмо бывшей ученицы, предстает как откровение, анализ своих ошибок, прозрение.
2)Данный элемент использован в качестве комментария к событиям сюжета для замедления повествования рассказчика-художника.
3)Такой прием дает читателю ощущение правдивости и достоверности рассказа о жизненном подвиге Дюйшена.
Объяснение: