1. Сравните чиновников поэмы «Мертвые души» и комедии «Ревизора», что объединяет этих героев? 2. Безнравственных людей, утративших все человеческое, формирует социальная среда, общественный строй, их собственные недостатки, постепенно превращающиеся в пороки. Не возникает ли у вас ассоциаций с современным обществом? Приведите примеры.
Петербургскому аристократическому обществу, или петербургскому «свету» в романе Пушкина «Евгений Онегин» отведено несколько глав.
У Пушкина достаточно неоднозначное отношение к такому обществу. В самом начале он ограждает петербургские балы от резкой и необъективной критики Онегина. Автор, в целом, разделяет разочарование героя в уровне духовного развития «высшего общества», однако неприятие достоинств такого образа жизни, что включает в себя походы в театр, балет, вызывает у Пушкина бурю эмоций и, соответственно, противодействие.
Ярко петербургское общество представлено в первой и восьмой главах романа. Как раз в восьмое главе, автор говорит о своем восприятии общества, в целом, дает собственную оценку такой жизненной позиции. Делается акцент на пустоту жизни, Пушкин резок в образах типичных представителей светского общества.
В седьмой главе перед читателями предстает и московское дворянство. Автор совершенно искренне восхищается красотой Москвы. По мнению Пушкина, гордостью общества является то, что они могут соприкоснуться с русской историей, традициями, их странному укладу. В тоже время он говорит о низком духовном развитии,
их излишней консервативности, ограниченности интересов и, в целом, бессодержательностью жизни. Пушкин привык давать точную оценку происходящему, поэтому в некоторых строках прослеживается его личная позиция.
Простота девушки, ее неподдельная искренность здесь воспринимается, как недостаток. Впрочем, Татьяне Лариной общество предоставляет право на некую провинциальную странность и принимает ее в свой закрытый круг. Сама же героиня задыхается в таком пространстве с ограниченным кругом интересов. Автор всем сердцем и душой сопереживает героине, в итоге, избирательность и консерватизм общества окончательно отталкивают Пушкина. Главная цель в жизни любой девушки, по мнению общества – это удачно выйти замуж. Что говорит о провинциальности и ограниченности московского дворянства.
Также немаловажную роль в романе играет и провинциальное поместное дворянство. Гости, которые съехались на именины Татьяны, представлены Пушкиным как духовно несостоявшиеся личности, к тому же, совершенно невежественные. Автор беспощадно критикует «дикое» общество.
В дворянском обществе каждый играет свою роль, которая однажды была выбрана и одобрена самим обществом. Человек не живет – он играет. Играет плохо, фальшиво, такая жизнь в высшей степени неприятна автору и чрез уста Татьяны, автор, наконец, выносит свой вердикт.
Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
Не то же ли самое было и у нас?