1. В чём особенность композиции «Героя нашего времени»? Объясни- те, почему Лермонтов нарушил хронологическую последовательность в романе. 2. Попытайтесь выделить в романе сюжетные элементы (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и соотнести их с композицией про- Изведения. Сделайте вывод о том, как связаны сюжет и композиция в романе «Герой нашего времени». 3. Проанализируйте таблицу 14. Сколько в романе рассказчиков? По- чему сначала повествование ведётся от имени Максима Максимыча, потом от имени проезжего офицера, близкого своим пониманием жизни Печорину, а потом о себе рассказывает сам герой? Как такая смена рассказчиков связана с изображением внутреннего мира Пе- чорина? 4. Создайте тезисный план для ответа на вопрос «Почему в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени” нарушена хронологическая последовательность событий, меняются жанры каждой из повестей и их рассказчики?».
1. Особенность композиции романа "Герой нашего времени" заключается в нарушении хронологической последовательности событий. Лермонтов сознательно выбрал такой подход, чтобы создать напряжение и неожиданность в повествовании. Это позволяет читателю видеть фрагменты жизни героя, которые имеют свою логическую связь, но представлены в безустановочном порядке. Такой прием помогает выразить характер Печорина и раскрыть его внутренний мир.
2. В романе можно выделить следующие сюжетные элементы:
- Экспозиция: представлена в первой главе романа, где основные герои и задачи выстраиваются перед читателем.
- Завязка: происходит во второй главе, где внимание уделяется романтическим отношениям героев.
- Кульминация: достигается в третьей главе, где происходит дуэль и самоубийство Печорина.
- Развязка: описывается в четвертой главе, где герои осознают свою роль в трагедии и теряют веру в светлое будущее.
Связь сюжета и композиции в романе заключается в том, что хронологический порядок событий и персонажей постепенно раскрывает причины и последствия их действий. Композиция помогает автору передать динамику и внутреннюю борьбу Печорина, а также позволяет читателю постепенно вникать в его личность и мотивы.
3. Анализируя таблицу 14, мы видим, что в романе присутствует несколько рассказчиков. Сначала повествование ведется от имени Максима Максимыча, который является непосредственным свидетелем и участником событий. Затем проезжий офицер рассказывает о жизни Печорина, он близок своим пониманием жизни герою. Наконец, сам герой рассказывает о себе. Такая смена рассказчиков позволяет нам увидеть Печорина с разных точек зрения и получить более полное представление о его внутреннем мире. Каждый рассказчик освещает определенные аспекты его личности и характера.
4. Тезисный план для ответа на вопрос "Почему в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" нарушена хронологическая последовательность событий, меняются жанры каждой из повестей и их рассказчики" можно составить следующим образом:
- В романе "Герой нашего времени" Лермонтов целенаправленно нарушил хронологическую последовательность событий для создания неожиданности и напряжения в повествовании.
- Изменение жанров каждой из повестей помогает автору выразить характер и внутренний мир героя.
- Смена рассказчиков в романе служит для разного освещения аспектов жизни и характера Печорина, что позволяет получить более полное представление о нем.
- Нарушение хронологической последовательности, изменение жанров и смена рассказчиков гармонично сочетаются в романе, создавая особую композицию и помогая автору передать глубину и сложность Печорина как героя "нашего времени".
Этот тезисный план позволит ученику структурировать свой ответ и подробно изложить свои мысли на каждую часть вопроса. К каждому тезису можно дать подробное пояснение и привести примеры из текста романа для иллюстрации.
2. В романе можно выделить следующие сюжетные элементы:
- Экспозиция: представлена в первой главе романа, где основные герои и задачи выстраиваются перед читателем.
- Завязка: происходит во второй главе, где внимание уделяется романтическим отношениям героев.
- Кульминация: достигается в третьей главе, где происходит дуэль и самоубийство Печорина.
- Развязка: описывается в четвертой главе, где герои осознают свою роль в трагедии и теряют веру в светлое будущее.
Связь сюжета и композиции в романе заключается в том, что хронологический порядок событий и персонажей постепенно раскрывает причины и последствия их действий. Композиция помогает автору передать динамику и внутреннюю борьбу Печорина, а также позволяет читателю постепенно вникать в его личность и мотивы.
3. Анализируя таблицу 14, мы видим, что в романе присутствует несколько рассказчиков. Сначала повествование ведется от имени Максима Максимыча, который является непосредственным свидетелем и участником событий. Затем проезжий офицер рассказывает о жизни Печорина, он близок своим пониманием жизни герою. Наконец, сам герой рассказывает о себе. Такая смена рассказчиков позволяет нам увидеть Печорина с разных точек зрения и получить более полное представление о его внутреннем мире. Каждый рассказчик освещает определенные аспекты его личности и характера.
4. Тезисный план для ответа на вопрос "Почему в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" нарушена хронологическая последовательность событий, меняются жанры каждой из повестей и их рассказчики" можно составить следующим образом:
- В романе "Герой нашего времени" Лермонтов целенаправленно нарушил хронологическую последовательность событий для создания неожиданности и напряжения в повествовании.
- Изменение жанров каждой из повестей помогает автору выразить характер и внутренний мир героя.
- Смена рассказчиков в романе служит для разного освещения аспектов жизни и характера Печорина, что позволяет получить более полное представление о нем.
- Нарушение хронологической последовательности, изменение жанров и смена рассказчиков гармонично сочетаются в романе, создавая особую композицию и помогая автору передать глубину и сложность Печорина как героя "нашего времени".
Этот тезисный план позволит ученику структурировать свой ответ и подробно изложить свои мысли на каждую часть вопроса. К каждому тезису можно дать подробное пояснение и привести примеры из текста романа для иллюстрации.