1. В каких эпизодах Аркадий внутренне не согласен с Базаровым? Дополните примеры. • Реакция Базарова на рассказ Аркадия о Павле Петровиче. • Утверждение Базарова, что «природа пустяки».
• Смех Базарова по поводу игры Николая Петровича на виолончели.
2. Докажите, что Аркадию свойственно всегда находиться под чьим-то влиянием. Рассмотрите его отношения с отцом, Базаровым, Одинцовой, Катей.
3. В каких эпизодах проявляется тонкость натуры Аркадия, его быть наблюдательным? Дополните примеры.
• «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился…» (XV).
• Реакция Аркадия на слова Базарова, сказанные о Ситникове: «Эге-ге!.. — подумал Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. — Мы, стало быть, с тобой боги? То есть — ты бог, а олух уж не я ли?» (XIX).
• «Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право» (XXI).
4. Проанализируйте цитатный материал, Охарактеризуйте отношения Базарова и Аркадия.
Высказывания Аркадия о Базарове
• «Он чудесный малый, такой простой,
ты увидишь».
• «Я не могу тебе выразить, до какой
степения я дорожу его дружбой».
• «Ваш сын — один из самых
замечательных людей, с которыми я
когда-либо встречался»
Высказывания Базарова об Аркадии
• «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да и ты не дорос до нас. Ты невольно любуешься собою». • «Ты славный малый; но всё-таки мякенький, либеральный барич...»
5. Почему закономерно прекращение отношений между Базаровым и Аркадием?
человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного
человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно
часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно
противостоять среде (например, Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени» ) или противостоять ей с апатичного неучастия
(как, например, Обломов из одноимённого романа И. А. Гончарова) , человек
может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она
его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А. С. Грибоедова) , у человека со
средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см. , например,
рассказ И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки
охотника») , человек может ощущать себя в полной зависимости от среды
(Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. В. Гоголя «Шинель» , чиновник
из рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника») , человек может с
удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например,
Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи
Л. Н. Толстого «Война и мир») . В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает
человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский
доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной,
обывательской среды губернского города С. Такое решение темы тоже не
является новым, так как не раз встречалось в русской литературе: в пьесах
А. Н. Островского (Борис, Тихон из драмы «Гроза») , у И. С. Тургенева
(Кирсанов-младший в романе «Отцы и дети») , у Ф. М. Достоевского
(Мармеладов из романа «Преступление и наказание» ) и др. Можно
предположить, что Чехов посвящает традиционной теме целый рассказ
потому, что у него есть новое решение, хотя оно неочевидно. Попытаемся
проанализировать развитие, раскрытие темы в этом рассказе.
Дмитрий Ионыч Старцев, молодой человек, интеллигент, назначен
врачом в Дялиже, в 9 верстах от города С. Он человек свободный,
образованный (напевает романс М. Л. Яковлева на слова «Элегии»
А. Дельвига: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия….» ; романс
А. Г. Рубинштейна «Ночь» на слова А. С. Пушкина «Мой голос для тебя, и
ласковый, и нежный…») , обладает здравым смыслом и достаточной долей
скепсиса, иронии, немногословен и практичен. Иначе говоря, он производит
впечатление современного человека, обладающего всеми признаками
тогдашнего модного поведения: нарочитая жёсткость и конкретность
суждений, практицизм вместо сентиментальности, собранность,
независимость. Старцев отличается от среды, то есть от окружающих людей,
— он ведёт себя самостоятельно. Выслушав чтение романа о любви в
исполнении автора, Веры Иосифовны Туркиной, Старцев не поддаётся
всеобщему умилению, а думает про себя, что роман, конечно, о том, «чего
никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в
голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать»; спрашивает у Веры Иосифовны не печатает ли она свои романы в
журналах. В конце рассказа Ионыч представляет собой совершенно иного
человека. Теперь он стал известным, довольно богатым («есть имение и два
дома в городе») , теперь он «пополнел, ожирел, тяжело дышит» , «горло
заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у
него тоже изменился: стал тяжёлым и раздражительным» .