(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора...(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её "Чернобыльская молитва", — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу. (34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.
(По Г. Бакланову*)
1.Тема
2. Основная мысль
3. Проблема
4. Комментарий к проблеме
5. Авторская позиция
6. Тип речи в предложениях 31-33
7. Объясните, как вы понимаете смысл выражения: «Читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни». (3-5 предложений)
повесть писалась более года и четыре раза заново редактировалась автором.
л. н. толстому было 24 года, когда в лучшем, передовом журнале тех лет - «современнике» - появилась повесть «детство» . в конце печатного текста читатели увидели лишь ничего не говорившие им тогда инициалы: л. н.
отправляя свое первое создание редактору журнала, н. а. некрасову, толстой приложил деньги - на случай возвращения рукописи. отклик редактора, более чем положительный, обрадовал молодого автора «до глупости» . первая книга толстого - «детство» - вместе с последующими двумя повестями, «отрочеством» и «юностью» , стала и первым его шедевром. романы и повести, созданные в пору творческого расцвета, не заслонили собой эту вершину.
«это талант новый и, кажется, надежный» , -писал о молодом толстом н. а. некрасов некрасов н. а.
«вот, наконец, преемник гоголя, нисколько на него не похожий, как оно и следовало» , -вторил некрасову и. с. тургенев.
когда появилось «отрочество» , тургенев написал, что первое место среди принадлежит толстому по праву и ждет его, что скоро «одного только толстого и будут знать в россии» тургенев и. с. полн. собр. соч. и писем в 28 т. письма, т. 2, м. , «голос» , 1961, с. 241, 247, 232..
внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и нравственному облику героя, николеньки иртеньева, открыло для всей новые горизонты. ведущий критик тех лет, г. чернышевский, рецензируя первые сборники толстого («детство и отрочество» , «военные рассказы») , определил суть художественных открытий молодого писателя двумя терминами: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства» .
родился в москве. сын помещика, капитана юрия петровича лермонтова и марии михайловны, урожденной арсеньевой. рано потерял мать. его бабушка по материнской линии елизавета алексеевна арсеньева, урожденная столыпина, вынудила юрия петровича предоставить воспитание внука ей. детство лермонтова прошло в ее имении тарханы пензенской губернии.
первоначально получал образование дома у иностранных учителей. с 1828 г. учился в благородном пансионе при московском университете. затем в московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. в 1832 г. переехал в петербург, намереваясь продолжить обучение в петербургском университете, но зачислен не был. в том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с николаем соломоновичем мартыновым, будущим своим убийцей. в 1834 г. лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.
деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «хаджи абрек», было напечатано лишь в 1835 г. существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «демон», «мцыри», автор драмы «маскарад», прозаических произведений «герой нашего времени», «княгиня лиговская» и др.
стихотворение «на смерть поэта», созданное после трагической гибели а.с. пушкина, вызвало неудовольствие властей, и лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на кавказе нижегородский драгунский полк. в 1838 г. вновь возвратился в петербург.
на одном из в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. но лермонтов был вновь выслан в тенгинский пехотный полк на кавказ. в пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков мартынова. из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой лермонтов был убит. в 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение тарханы пензенской губернии.
михаил юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен варварой александровной лопухиной, в замужестве бахметевой. она является адресатом любовной лирики поэта.
лермонтов был талантливым живописцем. его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. многие из них связаны с кавказской темой.