1. Вы прочитали ряд биографических и литературно-критиче-
ских материалов о писателе; выполнили задания, которые по-
могли вам охарактеризовать не только тему, но и художествен-
ное своеобразие рассказа «Хамелеон». Подобной работой вы
занимались уже не один раз.
Самостоятельно дайте характеристику рассказа А.П. Чехова
«Смерть чиновника».
Составьте план своей работы, стараясь уделить внимание теме
произведения, характеристике образов и их рас-
крытия, художественно-выразительным средствам и их роли
в каждом конкретном случае, основной мысли рассказа, то
есть его художественной идее
Напишите плз подробно 7 кл
Шаг 1: Введение
- Обращаем внимание на название рассказа "Смерть чиновника" и задумываемся о том, что может означать это название.
- Кратко представляем самого автора - Антона Павловича Чехова, его стиль письма и особенности его произведений.
- Уточняем, что основная цель анализа текста - понять художественную идею или основную мысль, которую хотел передать автор.
Шаг 2: Тема произведения
- Рассматриваем тему рассказа "Смерть чиновника". Она может быть выражена во множестве слов и понятий: смерть, чиновник, бюрократия, одиночество, безысходность и т.д.
- Даем определение выбранной теме и подбираем примеры из текста, которые ее иллюстрируют.
Шаг 3: Характеристика образов и их раскрытие
- Подбираем и описываем главные образы в рассказе "Смерть чиновника". В данном случае это может быть сам чиновник, его коллеги, соседи и т.д.
- Проводим анализ и опираемся на текст, чтобы дать подробные характеристики каждого образа: их внешность, поведение, мотивы действий и т.д.
- Собираем цитаты из рассказа, которые помогают раскрыть каждый образ.
Шаг 4: Художественно-выразительные средства и их роль
- Изучаем использование художественно-выразительных средств (употребление языка, описания, метафоры, эпитеты, символы и т.д.) в рассказе "Смерть чиновника".
- Анализируем, как каждое средство помогает автору создать нужное настроение, передать эмоции, усилить впечатление от произведения.
- Приводим примеры использования каждого средства из текста.
Шаг 5: Основная мысль рассказа
- Собираем предыдущие анализируемые элементы воедино и пытаемся понять главную мысль, которую хотел передать автор в рассказе "Смерть чиновника" - его художественную идею.
- Даем толкование основной мысли, опираясь на проведенные анализы и примеры из текста.
- Формулируем полученную информацию в лаконичное предложение.
Шаг 6: Заключение
- Подводим итог работы, утверждаем основные выводы и призываем учеников перечитать рассказ, обратив внимание на описанные аспекты.
- Ответим на вопросы учеников и дадим им возможность высказаться о своих впечатлениях и сделать собственные выводы.
В результате выполнения задания, ученик сможет подробно описать рассказ А.П. Чехова "Смерть чиновника", анализировать его тему, характеристику образов, использование художественно-выразительных средств и сделать вывод о главной мысли произведения.