1 задание : Выпишите знаменательные разговорно-просторечные слова (в той форме, что и в тексте): 1) Вызывает антирес ваш питательный процесс: как у вас там пьют какаву - с сахарином али без?; 2) Кто ему на дно ковша бросил дохлого мыша?; 3) Цыц, дурёха! Замолчи! Тесту место у печи! Ну-ко марш к себе в светлицу и сольфеджию учи! 2 задание: Выпишите знаменательные слова (словосочетания) книжного стиля (в той же форме, что и в тексте): 1) Вызывает антирес ваш технический прогресс: как у вас там сеют брюкву - с кожурою али без?; 2) Сколь бы ты ни супил бровь, повторяю вновь и вновь: индивид имеет право на слободную любовь!; 3) Ты вчерась просил ковёр - ну дак я его припёр. Всё согласно договору: и рисунок, и колёр; 4) Вот из плесени кисель! Чай, не пробовал досель? Дак испей - и враз забудешь про мирскую карусель!
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "
А младшего брата – Константина, военная служба не привлекала. Его с детства привлекали книги. Все книги в школьной библиотеке прочитал юноша. После смерти жестокого императора на престол вступил его сын – Михаил. Ему всего было 2 года, поэтому до его совершеннолетия государством управляла его мать – Феодора.
Константин был приглашен ко двору , чтобы быть примером прилежания и любви к наукам Михаила. Михаил в дальнейшем получил от Константина больше пользы , чем от лучших профессоров.
Константин мог бы стать богатым человеком при дворе, но он стремился не к богатству материальному. Юноша принимает сан священника, становится простым библиотекарем при храме Святой Софии, а потом уходит в монастырь на гору Олимп , где был его брат Мефодий. В монашестве ему дают имя Кирилл.
( Показ слайдов)
Учитель. Я расскажу о том, как Кирилл и Мефодий стали просветителями славянских народов.
Князь Ростислав ( чешский святой) решил найти учителей, которые бы объяснили людям учение Христа. Он обратился к императору Византии – Михаилу с прислать учителей.
Константин согласился идти в наши земли проповедовать веру Христову. Он наложил на себя 40-дневный пост , усердно молился.
Получилась у него азбука, поразившая всех. Какие-то буквы он взял из греческого языка, какие-то изобрел сам, по внушению Божьему. Так была создана славянская азбука , которую составили Кирилл и Мефодий, которые впоследствии стали святыми , равноапостольными. Они как ученики Христа – апостолы несли свет людям. Затем братья стали переводить на славянский язык
- 3 -
Евангелие от Иоанна. С той поры в православных храмах звучит : «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было к БОГУ, и БОГ СЛОВО». ( Ев. от Иоанна, 1 гл . 1 стих).
Кирилл и Мефодий продолжали свое служение в других славянских землях. Князь Ростислав с великим почтением пригласил братьев в свой замок.
На Руси стали строиться храмы. Кирилл освещал их. Братья переходили с одного места на другое, научая народ славянскому языку. Прожили они на нашей земле более трех лет.
Всю свою жизнь они прожили в трудах, в путешествиях по земле. Как сеятель разбрасывает семена по полю, чтобы получить урожай, так и святые братья Кирилл и Мефодий ходили по земле, сея семена христианской веры.
Наш народ всегда будет помнить своих учителей, великих мудрецов. В их честь каждый год 24 мая проходит День Славянской письменности и культуры. А в Москве на Славянской площади им воздвигнут памятник , с неугасимой лампадой: ОНИ СЛУЖИЛИ СВЕТУ ХРИСТОВУ.
Взяла из интернета , выберете что надо .