Всвоем творчестве н. а. некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “ женщины” — княгини трубецкая и волконская. это самоотверженные, сильные женщины, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. они, привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в сибирь. княгини екатерина трубецкая и мария волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы народа. когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу. подвиг этих женщин возможно даже выше подвига их мужей, которых осудили и насильно увезли в сибирь. а их жёны ехали туда добровольно. такой трудный и далёкий путь не могли выдержать даже некоторые мужчины, но эти женщины всё преодолели – любовь и вера вели их вперёд. екатерина трубецкая, своей гордостью и непреклонностью покорила старого генерала-губернатора иркутска, который пытался отговорить её от этого путешествия, пугая её трудной дорогой, в которой погибают люди «отправятся пятьсот, а до нерчинских рудников и трети не дойдёт! они как мухи мрут в пути, особенно зимой.. » . губернатор укорял её тем, что она, как раба бежит за мужем. но княгиня гордо ответила, что она не раба, что муж её оставил не ради другой женщины, а ради любви к родине, а она жена, и её долг быть рядом с мужем. губернатор сдался упорству княгини, понимая, как велика в ней верность женскому долгу и любовь к мужу, и со слезами на глазах решил сам отвезти её. в образах екатерины трубецкой и марии волконской воплощён подвиг женщин, которых не могут сломить ни жизненные неудачи, ни удары судьбы. они способны выстоять перед любыми испытаниями, и всё это они делают добровольно и без принуждения, потому, что так велит их совесть, их душа, их сердце.
Зачем герасим решил сам убить муму? почему он не смог найти другой выход? и был ли он, этот выход? это первые вопросы, которые возникли у меня после прочтения рассказа и. с. тургенева «муму». и мне кажется, что автор хотел, чтобы именно на эти вопросы нашёл ответы каждый его читатель. это произведение произвело на меня сильное впечатление. я читал рассказ дважды. в первый раз я едва сдерживал слёзы, жалея несчастную собачку. мне было больно и обидно, во всём я обвинял герасима, который не смог её защитить. второй раз мне было так же тяжело читать, но неожиданно для себя я осознал, что такую же жалость у меня вызывает и сам главный герой. герасим и муму – они оказались одинаково бесправными и беззащитными. рассказ «муму» был написан тургеневым в 1852 году. в основе содержания рассказа лежала действительная немого дворника андрея, крепостного матери писателя варвары петровны тургеневой. тургенев всегда создавал свои произведения на материале реальной действительности. белинский так определил творчество тургенева: « действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию; но не опираться только на фантазию». но финал писатель изменил. в действительности немой дворник андрей после гибели собаки продолжал служить своей барыне и исполнять его волю. в произведении повествуется о жизни крепостного крестьянина герасима – трудолюбивого, сильного и могучего дворника. в городе герасим чувствовал себя одиноко, всё здесь было ему чужим и непонятным. он, словно листок, сорвавшийся с дерева, искал родную душу. и лишь в собачке, спасённой им от смерти, он находит ту самую верность, и привязанность. всю свою нежность и ласку отдает он собачке: «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал герасим за своей питомицей». но однажды барыня велит избавиться от собаки. тяжело переживает герасим, но верный своему долгу, он сам выполняет приказ барыни. после смерти муму его уже ничто не может удержать в господском доме. герасим возвращается в деревню. мне больше всех понравился герасим – главный герой рассказа тургенева. он не похож на остальных. очевидно, что автор тоже ему симпатизирует. трудолюбивый богатырь с широкой душой и открытым сердцем, способный на искренние чувства и преданную дружбу. мне кажется, что через образ герасима он хотел показать жизнь всех крепостных крестьян на руси. единственное, что отличает герасима от крепостных крестьян – это чувство собственного достоинства. именно этим качеством тургеневу хотелось бы наделить всех крепостных крестьян. в своём произведении и. с. тургенев высказывает своё негодование крепостным правом на руси. не в силах что-либо изменить, он протестовал на бумаге, создавая собирательный образ крепостного крестьянина в лице герасима. именно поэтому он изменил в рассказе финал из реальной жизни. его герой не смог мириться с произволом барыни, которая распоряжалась своими крепостными как вещами, и нашёл в себе силы уйти, вернуться в деревню. почему писатель изобразил герасима сильным, крепким богатырём, но глухонемым? я думаю, что этим он хотел показать бесправность крестьянина. зачем говорить, если никто не станет слушать его мнения? у него нет права голоса. солженицын писал: «… вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. но человек, у которого вы отобрали всё – уже не подвластен вам, он снова свободен». у герасима отобрали всё, ему уже нечего было терять, и он смог уйти. но уйти победителем, своим поступком вселяя надежду на лучшую жизнь.