12. Заплакали дети, отчаянно закричала тётка Наталья; мать Алексея потащила куда-то, взяв в охапку; весёлая, рябая нянька Евгенья выгоняла из
кухни детей; падали стулья... Почему, что случилось?
13. Наблюдая за чем, Алексей испытывал эти чувства: "Когда он взмахивал
рукой, в груди у меня всё поднималось вместе с нею; падала рука - ия весь
точно падал"?
o 14. Кто это о себе так рассказывал Алёше:"Меня так обижали, что поди-ка
сам Господь Бог глядел - плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, а
вот дошёл до своего места, - старшиной цеховым сделан, начальник людям?
15. Кто в семье Кашириных был подкидышем, которого нашли раннею
весной, в дождливую ночь на лавке у ворот дома?
16. Что так описывается в повести:"Реял коршуном, размахнув руки, точно
крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался
золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк. содрогаясь и
струясь, словно горел и плавился"?
17. Синяки и ссадины, полученные от дворовых ребят, не обижали Алексея,
но неизменно возмущала жестокость уличных забав. Что терпеть не мог
Алексей?
18. К кому Алексей привязался быстро и крепко. Он стал необходим
Алексею и во дни горьких обид, и в часы радостей. Молчаливый, он не
запрещал говорить Алексею, обо всём, что приходило в голову?
19. Что получил Алексей в награду, сдав экзамены в третий класс?
20. После чего дед сказал Алексею:
- Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в
люди...
Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова.
Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер.
Большинство эпиграфов раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка».
При эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века.
Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве.
Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет.
Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию.
Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.