1а) Как Н. В. Гоголь относился к “Повести о капитане Копейкине»?
2а) На какую жертву пошёл писатель, чтобы сохранить этот эпизод?
3а) Чем вариант повести, созданный для цензуры, отличался от первоначального?
“Повесть о капитане Копейкине” рассказывается одним из чиновников в 10 главе в кульминационный момент развития действия. С одной стороны, она замедляет повествование, держит в напряжении читателя. С другой стороны, благодаря “Повести …” расширяются рамки места действия – открывается “окно” в столицу.
4а) Какую роль играет “Повесть …” в поэме?
5) Для чего чиновники собрались у полицеймейстера? (Конец 9 главы.)
6) Какая атмосфера царит среди чиновников? Какие высказываются версии о том, кто таков Чичиков? (Начало 10 главы.)
7)В какой город переносит читателя эпизод с капитаном Копейкиным?
С горькой откровенностью противопоставлены в “Повести …” интересы государственные и интересы человека! Петербург представлен здесь как неприветливый, жестокий город, равнодушный к маленькому человеку Копейкину.
8а) Каков главный конфликт в “Повесть о капитане Копейкине”?
9) Почему капитан Копейкин оказался в Петербурге?
10) Какое впечатление произвела на Копейкина столица?
11) Чем отличались жильё Копейкина и генерала-аншефа?
12) Какие посетители были в приёмной у государственного вельможи? Как они ведут себя во время приёма?
13) Какими были результаты первого приёма Копейкина вельможей? Как Копейкин чувствует себя после этого приема?
14) Что случилось после второго приёма? Почему Копейкин решил снова пойти к генералу?
15) Что произошло на следующем приеме? Какое решение вынес генерал?
16) Какое решение после этого принимает Копейкин?
17) Чем закончилась история капитана Копейкина?
18) В чём символический, обобщённый смысл именно такой концовки?
4. По своей идее “Повесть о капитане Копейкине” является важным элементом в идейном замысле гоголевской поэмы. “Повесть …” показывает, что произвол и несправедливость характерны не только для губернской власти, но и для столичного правительства. Что же это за правительство, которое не может оказать защитнику Отечества!
19а) Какова главная идея “Повести …”?
20а) Как автор показывает своё отношение к правительству через этот эпизод?
Увидел Соловей-разбойник Илью Муромца и засвистел громко. Поднялся сильный ветер. Деревья в лесу согнулись и застонали. Конь нашего богатыря не устоял и попятился. Соловьище разбойное грозно крикнуло: «Чую, человечиной пахнет! Это кто потревожил мой покой? Кто осмелился вступить в моё лютое царство? Кто не побоялся моей силы звериной? Не сносить такому смельчаку головы!»
«Это я — Илья Муромец потревожил тебя, идолище, — отвечает разбойнику богатырь. — Много невинных душ загубил ты здесь, в своём царстве поганом. Пришла пора ответить тебе за все свои преступления!»
Рассказ «Танька» был опубликован впервые в 1893 году в журнале «Русское богатство». Его автором был тогда еще малоизвестный Иван Алексеевич Бунин. Если провести анализ этого произведения, то мы увидим следующее. По жанру - это рассказ. История поведана нам в прозе. Рассказ выстроен на антитезе, здесь противопоставляется жизнь крестьян и помещиков. Образы действующих лиц выписаны ярко и понятно. Стиль произведения - повествовательный.
В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина. В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном – краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе. Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о жизни.
В рассказе «Танька» говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья в нужде, кушать ребятишкам нечего. Даже несмотря на то, что родители продали корову, а потом и лошадь, положение от этого не исправилось. Поэтому Марья - мать ребятишек отправляет их с раннего утра на улицу, а рано вечером укладывает спать. Это она делает для того, чтобы дети не просили есть. Сердце у нее разрывается, когда она видит как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что «кусок в горло не лезет». Как такое может быть, девочке не ясно. Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине.
Сюжет основан на том, что в рассказе появляется барин, который везет девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает как играют часы и даже поет ей песни под гитару. Образ помещика Павла Антоновича выписан лаконично, объясняется его поведение. Барин одинок, это вызывает сочувствие. И помещик был рад искренне, когда в его доме появилась Танька. В то же время помещик строг, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище.
Но он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Также он остался и одинок. Его жена умерла, а сына отправили в ссылку, в Сибирь. Павел Антонович стал затворником. Его жизнь тоже не сладкая, видимо поэтому, когда он увидел Таньку стоящую на улице, то что-то в груди у него сжалось и он взял ее с собой. И он был рад, когда видел как она улыбалась у него дома.
Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. Видимо поэтому, когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон. В нем все было хорошо и все были счастливы. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.