Иван – младший в семье. На борьбу с злыми силами хотят отправиться одни лишь старшие братья. Но Иван не хочет от них отставать, мечтает защищать родину, поэтому идет с ними. Родители доверяют ему и отпускают в путь вместе с братьями. С членами семьи у него отношения хорошие. Целый день вместе они трудятся на поле. Когда приходит горе на их землю, то отважно идут ее защищать всей семьей.
Но братья не проявляют себя отличными бойцами. Поэтому роль героя берет на себя Иван. Он отважно борется с чудом-юдом. Иван не испытывает чувство ужаса. Он мужественный и сильный. Кроме того, Иван – преданный патриот своей земли. Ему не чужды проблемы родного места. Он храбро идет в бой во имя своей родины.
Характер героя и отношение к нему на протяжении всей сказки меняется. Сначала мы знакомимся с Иванушкой. Это младший сын и никто не ожидает от него подвигов. Затем его величают Иваном, а потом Иваном-крестьянским сыном. То есть по имени-отчеству. Он заслужил к себе такое уважительное отношение своей отвагой. В образе Ивана отражаются народные представления о добре и зле. Иван описывается как положительный, добрый герой. Он вызывает уважение. А его противники описываются пренебрежительно.Иван сделал добро не только для себя, но и для всех, кто жил с ним на одной земле.
Изображая войну, автор следует толстовской традиции: война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Изображая войну глазами лейтенанта Алексея Ястребова, писатель психологически тонко показывает избавление от шаблонного мышления, от стереотипного представления о войне. Алексею и его товарищам, пока еще бодро и весело, под музыку шагающим за обожаемым командиром, фронт «рисуется зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкнувших бастионов» . Вскоре курсанты поймут, что все их книжные представления о войне – это мираж, беспощадно уничтоженный суровой действительностью. Скоро, очень скоро им придется отказаться от мысли «бить врага только на его территории» , от знания о том, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, суровые будни войны заставят их отказаться от «многого другого, непоколебимого и неприступного, о чем Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет… » Оказывается, рота капитана Рюмина шла не к одному из временно примолкнувших бастионов, а для того, чтобы на этом участке фронта, окруженном фашистами, остаться навсегда. Воробьев, следуя «правде, прямо в душу бьющей» , рисует эпизод встречи курсантов с хорошо вооруженным отрядом войск НКВД, задача которого состояла в том, чтобы «предотвратить отступление» . Единственное измерение повести — измерение человеческое. Какие они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти...» ? К. Воробьев всем ходом повествования убедительно говорит, что они богатыри — и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький измученный подполковник» , который «зачем-то привстал на носки сапог» . Перед моими глазами как живой капитан Рюмин. Он является для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения, потому что, по К. Воробьеву, воплощает в себе достоинства и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок» . Все оттенки голоса капитана сохраняет Алексей Ястребов, который «уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода» . В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить «что-то небывало страшное и таинственное» , когда «он уже не кричал, а выл» , Алексей хотел одного — видеть Рюмина, быть с ним рядом. Рота обречена, гибель курсантов неизбежна — они в окружении.. . Зачем же понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника? Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибнуть, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто бы впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта — своя тоже — вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой» . Воробьев показывает читателям путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь приобретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, кровную неразрывную связь с детством, с малой родиной. И, может быть, как символ жизни «в середине пожарища непоколебимо устремленyо.. . нетронуто стояла русская печь с высокой красной трубой» . Горько смириться с мыслью, что они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны» (В. Астафьев) , что они убиты, убиты под Москвой. Прав В. Астафьев, утверждая, что «повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами
Иван – младший в семье. На борьбу с злыми силами хотят отправиться одни лишь старшие братья. Но Иван не хочет от них отставать, мечтает защищать родину, поэтому идет с ними. Родители доверяют ему и отпускают в путь вместе с братьями. С членами семьи у него отношения хорошие. Целый день вместе они трудятся на поле. Когда приходит горе на их землю, то отважно идут ее защищать всей семьей.
Но братья не проявляют себя отличными бойцами. Поэтому роль героя берет на себя Иван. Он отважно борется с чудом-юдом. Иван не испытывает чувство ужаса. Он мужественный и сильный. Кроме того, Иван – преданный патриот своей земли. Ему не чужды проблемы родного места. Он храбро идет в бой во имя своей родины.
Характер героя и отношение к нему на протяжении всей сказки меняется. Сначала мы знакомимся с Иванушкой. Это младший сын и никто не ожидает от него подвигов. Затем его величают Иваном, а потом Иваном-крестьянским сыном. То есть по имени-отчеству. Он заслужил к себе такое уважительное отношение своей отвагой. В образе Ивана отражаются народные представления о добре и зле. Иван описывается как положительный, добрый герой. Он вызывает уважение. А его противники описываются пренебрежительно.Иван сделал добро не только для себя, но и для всех, кто жил с ним на одной земле.
Вскоре курсанты поймут, что все их книжные представления о войне – это мираж, беспощадно уничтоженный суровой действительностью. Скоро, очень скоро им придется отказаться от мысли «бить врага только на его территории» , от знания о том, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, суровые будни войны заставят их отказаться от «многого другого, непоколебимого и неприступного, о чем Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет… » Оказывается, рота капитана Рюмина шла не к одному из временно примолкнувших бастионов, а для того, чтобы на этом участке фронта, окруженном фашистами, остаться навсегда. Воробьев, следуя «правде, прямо в душу бьющей» , рисует эпизод встречи курсантов с хорошо вооруженным отрядом войск НКВД, задача которого состояла в том, чтобы «предотвратить отступление» .
Единственное измерение повести — измерение человеческое.
Какие они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти...» ? К. Воробьев всем ходом повествования убедительно говорит, что они богатыри — и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький измученный подполковник» , который «зачем-то привстал на носки сапог» .
Перед моими глазами как живой капитан Рюмин. Он является для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения, потому что, по К. Воробьеву, воплощает в себе достоинства и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок» . Все оттенки голоса капитана сохраняет Алексей Ястребов, который «уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода» . В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить «что-то небывало страшное и таинственное» , когда «он уже не кричал, а выл» , Алексей хотел одного — видеть Рюмина, быть с ним рядом.
Рота обречена, гибель курсантов неизбежна — они в окружении.. . Зачем же понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника? Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибнуть, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто бы впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта — своя тоже — вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой» .
Воробьев показывает читателям путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь приобретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, кровную неразрывную связь с детством, с малой родиной. И, может быть, как символ жизни «в середине пожарища непоколебимо устремленyо.. . нетронуто стояла русская печь с высокой красной трубой» .
Горько смириться с мыслью, что они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны» (В. Астафьев) , что они убиты, убиты под Москвой.
Прав В. Астафьев, утверждая, что «повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами