2.Соотнесите понятие и определение.
1)жанр
А) момент наивысшего развития действия в художественном произведении
2)легенда
Б) беспощадное осмеяние , критика действительности, человека
3)кульминация
В) ряд событий ,описанных в художественном произведении, положенных в основу
4)сатира
Г) вид художественного произведения
5)сюжет
Д) произведение ,созданное народной фантазией ,где сочетается реальное и фантастическое
3.Какой из жанров нельзя отнести к фольклору?
А) пословица б)повесть в)былина г)предание.
4. Что обозначает выражение «Шемякин суд»?
А) суд богатых над бедными
Б) несправедливый суд
В) жестокий суд
Г) комичный суд
5. Соотнесите автора и название произведения:
А.С.Пушкин
«Кавказ»
М.Ю.Лермонтов
«Капитанская дочка»
И.А.Бунин
«Возвращение»
А.П.Платонов
«Мцыри»
6. Соотнесите названия произведений и жанры.
1) «Капитанская дочка» А.С.Пушкин а) комедия
2) «Ревизор» Н.В.Гоголь б) рассказ
3) «Мцыри» М.Ю.Лермонтов в) роман
4) «После бала» Л.Н.Толстой г) поэма
7. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
А) реализм В) сентиментализм
Б) классицизм Г) романтизм
8.Определите,из какого произведения взят данный фрагмент. ответ запишите
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.»
9.Определите,из какого произведения взят данный фрагмент.
«Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают».
10. В стихотворении «Осенний вечер» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть
11. В стихотворении «Россия» А.Блока выделенные слова являются:
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
12. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?
А) за время встречи с грузинкой;
Б) за ночь бегства из монастыря;
В) за возможность попасть на родину
13. Какое слово надо вставить в отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
, спутанный плющом...
а) терновник б) кустарник в) шиповник
14. В главе «Гармонь» звучит:
А) непреходящая печаль о погибших;
Б) желание Теркина поднять настроение товарищам;
В) жизнеутверждающая слава.
15. Определи автора ,название произведения и героя по описанию:
«…сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его.»
А) «Кавказ» И.Бунин
Б) «Капитанская дочка» А.Пушкин
В) «Куст сирени» А.Куприн.
16. Определи автора ,название произведения и героя по описанию:
«молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.»
А) «О любви» А.Чехов
Б) «Старый гений» С.Лесков
В) «Ревизор» Н.Гоголь.
17. В чем смысл заглавия рассказа «Возвращение» А.Платонова?
А) герой возвращается с войны к миру
Б) герой возвращается домой в семью к жене и детям
В) герой возвращается к себе прежнему: доброму и человечному
18. Определите,из какого произведения взят данный фрагмент.
«Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки. Решение во о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу. Прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад — так было порешено.»
А) «Ревизор» Н.Гоголь
Б) «Кавказ» И.Бунин
В) «Фотография ,на которой меня нет» В.Астафьев.
19. .В каком магазине героиня рассказа Тэффи увидела крахмальный дамский воротничок?
А)Гостиный двор;
Б) Петровский пассаж;
В)торговый центр.
Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала» , мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра полностью изменить судьбу человека.
Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич» , в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый» , студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и молодой человек с радостью предавался забавам и развлечениям. Главное удовольствие его жизни составляли званые вечера и балы. Один из таких балов оставил глубокий след в его сердце.
К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка – Варенька, «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой и всегда веселой улыбкой. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью» . Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье. Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. После ужина Иван Васильевич опять танцевал с Варенькой, и «счастье его росло и росло» .
Но утром произошли события, которые круто изменили его настроение, да и всю его жизнь. Придя домой после бала, юноша понял, что переполняющие его чувства не дадут ему уснуть, и вышел прогуляться, бессознательно направляясь туда, где жила его любимая. Но здесь счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, проводимого сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим действием отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью на балу. Одни солдаты вели раздетого по пояс человека, привязанного к ружьям, а остальные солдаты били его палками. Иван Васильевич увидел мокрую, красную, неестественную спину солдата, который помиловать его. А рядом с беднягой Иван Васильевич увидел полковника, который не только шел радом, но и внимательно наблюдал за исполнением наказания.
Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто не встречал его никогда. Суровая реальность поразила юношу. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль» , потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади» , и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
На всю жизнь запомнил эту ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей – и на себя тоже. Не умея изменить или остановить зло, юноша отказался от своего участия в нем.
Объяснение: