[академик]: ответ на (2.) - иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «притча». жанр интересный, требующий от автора и огромного умения и глубины мысли, но выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать. притча - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. у нее две существенные особенности: 1. обобщение. то, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям. 2. передача мироощущения. в построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир. притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе. возник жанр притчи на востоке, в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или аллегориями. аллегория (от греческого allos - иной, agoreuo - говорю) - это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. в обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл - урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а немногим. с давних времен полюбили на руси притчи, толковали библейские сюжеты и сочиняли свои. правда, их порой путали с баснями. еще в 18 веке писатель сумароков книгу своих басен назвал «притчи». притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же. притча - это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. в притче как бы соединяются два плана - видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни христа. всем виден внешний план, но редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха - самый главный, то, ради чего все написано или рассказано. в конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. более подробно о басне мы с вами поговорим в другой статье. притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни "характера". это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. это "человек вообще". смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог. нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча была рассказана. в притча пришла вместе с христианством, с первыми текстов священного писания. втермин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам ("притчи соломоновы", "евангельские притчи" и т. притчами называл свои басни а.п.сумароков, склонный к "высокому штилю". к числу притч, например, относится стихотворение а.с.пушкина "сапожник" (1936):
Главным героем романа о приключениях оливера твиста является мальчик, чью судьбу нельзя назвать легкой. выросший без родительской заботы, он сумел не очерстветь душой и не стать отъявленным злодеем. жизнь в детском доме только закалила главного героя, сделала его мужественным и решительным. не менее интересным персонажем является феджин. это предводитель воров и мошенников. он отличается вероломством, жестокостью и жадностью. феджин, без сомнения, негативно влияет на детей, ведь обучение воровству и мошенничеству еще никому не приносило счастья. этот герой не терпел непослушания. самых строптивых учеников он просто выгонял на улицу, обрекая на верную смерть. но в конечном итоге зло оказалось наказано – феджина приговорили к смертной казни. прямо противоположный образ – мистер браунлоу. этот господин самым лучшим образом повлиял на оливера. без него судьба мальчика, несомненно, сложилась бы куда более печально. великодушный мужчина усыновил твиста и искренне заботился о нем. в пользу браунлоу говорит тот факт, что его дом был наполнен книгами. приемный отец оливеру приобщиться к чтению и обогатить душу бесценными сокровищами знаний. важную роль в судьбе оливера сыграли и такие персонажи – миссис мэйли и роз, а также нэнси (несмотря на неблагопристойную профессию, она умела помнить о порядочности и сочувствии). каждая из них по-своему любила мальчика и старалась ему в тяжелых жизненных ситуациях.