а. с. пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. и в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. так, в повести «дубровский» он рисует образы представителей барства, наиболее ярким из которых является кирила петрович троекуров.
троекуров — «старинный барин» , отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение. кирила петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в
губерниях, где находится его имение. он с детства «всем, что только окружало его» , привык потакать «всетм порывам пылкого своего нрава» . соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения» .
описывая этого богатого помещика-крепостника, пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно» , но они гордились богатством и славой своего хозяина. обычно троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах» , объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лалть на владыку, чем косо взглянуть на кирилу петровича» . а сам троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» , уважал одного андрея гавриловича дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние» , нетерпеливость и решительность характера. кроме того, они были: «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково» , отчасти были похожи характерами и наклонностями. в некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. все соседи завидовали согласию между ними, но один случай все расстроил и переменил.
у кирилы петровича была лучшая в округе псарня. он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям троекурова житье такое ж, как собакам. на это один из псарей ему ответил, что: « и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку» , намекая на скромный достаток дубровского. это замечание и послужило началом ссоры. троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать» . и это троекурову удалось: заседатель шабашкин с усердием (в надежде на -взятку) устроил так, что выходило, будто село кистеневка издавна принадлежало троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках» . это понимали и прихлебатели троекурова, и крестьяне дубровского, не желавшие «перейти во владение троекурову» . автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти троекурова. они не хотели попасть во владение кириле петровичу: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет».
в классической сказке снегурочка - это галатея, слепленная из снега бездетными стариками. дочка, как известно, потом растаяла - но, что характерно, не просто из-за «наступившего лета» , а в тот момент, когда прыгала через костёр. да, летом ей было плохо, грустно, нездоровилось и т. п.. но превращаться в облачко она всё же не собиралась. а вот когда через костёр прыгали - растаяла.
понять это несложно - прыганье через костёр есть довольно древний девичий ритуал, несущий в себе богатую символическую нагрузку. прыгают в ночь на ивана купалу - «ярильную ночь» , единственную, когда по идее кто угодно может отдаться кому угодно; и сам прыжок через костёр символизирует прохождение через огонь страсти - из которого человек, по идее, должен выйти несгоревшим. и то, что девочка-снегурочка не прошла этого испытания, есть однозначный намёк на конфликт стихий - т. е. как она «не просто девочка» , а воплощение зимнего холода и бесстрастия, так и огонь - не просто огонь, а воплощение летнего, «ярильного» жара и страсти. огонь и вода - соединившись вместе, в борьбе-единстве, они аннигилировали, оставив после себя «облачко» .
в этом смысле ничего удивительного в том, что островскому удалось развернуть этот сказочный сюжет в свою романтическую драму. его снегурочка - это, разумеется, уже образ из девятнадцатого века - не девочка-"дочка", а юная прекрасная девушка, созданная для любви и парадоксальным образом в ней же и обречённая погибнуть. на это указывают личности родителей - мороз и весна.
все действующие лица страны берендеев - это фигуры в руках стихий, выясняющих отношения между собой посредством излома людских судеб. но и не только людских - также и судеб собственных детей.
в сказке таковых - двое.
лель обвинил снегурочку в том, что она холодная, бесчувственная и лишённая жизни ледышка - и она, обиженная, пошла к матери просить этих самых чувств. но, вернувшись от мамы «с чувствами» , направила их отнюдь не на леля, а на мизгиря.
почему не на леля? просто: она и не могла испытывать к нему никаких чувств. он, её главный враг - тот, который сломал её внутреннюю защиту от всеуничтожающего «ярильного жара» - и вместе с тем её брат. сводный. он - сын весны от ярилы. их духовная борьба - борьба губительной «зимней стужи» бесстрастия, олицетворяемого снегурочкой, и всеуничтожающего, яростного огня жизни, «посланником» которого выступает лель. они оба - особенные, отмеченные, дети богов; именно поэтому купава не имеет никаких шансов конкурировать со снегурочкой за мизгиря, а сама снегурочка в состоянии устоять перед любым сколь угодно настойчивым «ухажёром» , но пасует перед лелем.
что же до самих богов, то их битва осталась за кадром. хотя понятно, что весна когда-то была с ярилом, и потом ушла от него к морозу (с позиций которого, в целом, и написан текст) . и в свете этого ненависть ярилы к снегурочке - это его ненависть к их союзу и его плоду; причём характерно, что оба знают с самого начала об этой ненависти и о ней дочь. непонятно даже, что являлось более желаемой целью для ярилы - вернуть себе весну или отомстить ей. похоже, что второе - ибо ярило описывается как жестокий, не знающий пощады испепеляющий бог. соответственно, родителей была защитить чадо; и именно этого им сделать не удалось.
ответ:
а. с. пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. и в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. так, в повести «дубровский» он рисует образы представителей барства, наиболее ярким из которых является кирила петрович троекуров.
троекуров — «старинный барин» , отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение. кирила петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в
губерниях, где находится его имение. он с детства «всем, что только окружало его» , привык потакать «всетм порывам пылкого своего нрава» . соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения» .
описывая этого богатого помещика-крепостника, пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно» , но они гордились богатством и славой своего хозяина. обычно троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах» , объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лалть на владыку, чем косо взглянуть на кирилу петровича» . а сам троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» , уважал одного андрея гавриловича дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние» , нетерпеливость и решительность характера. кроме того, они были: «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково» , отчасти были похожи характерами и наклонностями. в некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. все соседи завидовали согласию между ними, но один случай все расстроил и переменил.
у кирилы петровича была лучшая в округе псарня. он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям троекурова житье такое ж, как собакам. на это один из псарей ему ответил, что: « и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку» , намекая на скромный достаток дубровского. это замечание и послужило началом ссоры. троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать» . и это троекурову удалось: заседатель шабашкин с усердием (в надежде на -взятку) устроил так, что выходило, будто село кистеневка издавна принадлежало троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках» . это понимали и прихлебатели троекурова, и крестьяне дубровского, не желавшие «перейти во владение троекурову» . автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти троекурова. они не хотели попасть во владение кириле петровичу: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет».
ответ:
в классической сказке снегурочка - это галатея, слепленная из снега бездетными стариками. дочка, как известно, потом растаяла - но, что характерно, не просто из-за «наступившего лета» , а в тот момент, когда прыгала через костёр. да, летом ей было плохо, грустно, нездоровилось и т. п.. но превращаться в облачко она всё же не собиралась. а вот когда через костёр прыгали - растаяла.
понять это несложно - прыганье через костёр есть довольно древний девичий ритуал, несущий в себе богатую символическую нагрузку. прыгают в ночь на ивана купалу - «ярильную ночь» , единственную, когда по идее кто угодно может отдаться кому угодно; и сам прыжок через костёр символизирует прохождение через огонь страсти - из которого человек, по идее, должен выйти несгоревшим. и то, что девочка-снегурочка не прошла этого испытания, есть однозначный намёк на конфликт стихий - т. е. как она «не просто девочка» , а воплощение зимнего холода и бесстрастия, так и огонь - не просто огонь, а воплощение летнего, «ярильного» жара и страсти. огонь и вода - соединившись вместе, в борьбе-единстве, они аннигилировали, оставив после себя «облачко» .
в этом смысле ничего удивительного в том, что островскому удалось развернуть этот сказочный сюжет в свою романтическую драму. его снегурочка - это, разумеется, уже образ из девятнадцатого века - не девочка-"дочка", а юная прекрасная девушка, созданная для любви и парадоксальным образом в ней же и обречённая погибнуть. на это указывают личности родителей - мороз и весна.
все действующие лица страны берендеев - это фигуры в руках стихий, выясняющих отношения между собой посредством излома людских судеб. но и не только людских - также и судеб собственных детей.
в сказке таковых - двое.
лель обвинил снегурочку в том, что она холодная, бесчувственная и лишённая жизни ледышка - и она, обиженная, пошла к матери просить этих самых чувств. но, вернувшись от мамы «с чувствами» , направила их отнюдь не на леля, а на мизгиря.
почему не на леля? просто: она и не могла испытывать к нему никаких чувств. он, её главный враг - тот, который сломал её внутреннюю защиту от всеуничтожающего «ярильного жара» - и вместе с тем её брат. сводный. он - сын весны от ярилы. их духовная борьба - борьба губительной «зимней стужи» бесстрастия, олицетворяемого снегурочкой, и всеуничтожающего, яростного огня жизни, «посланником» которого выступает лель. они оба - особенные, отмеченные, дети богов; именно поэтому купава не имеет никаких шансов конкурировать со снегурочкой за мизгиря, а сама снегурочка в состоянии устоять перед любым сколь угодно настойчивым «ухажёром» , но пасует перед лелем.
что же до самих богов, то их битва осталась за кадром. хотя понятно, что весна когда-то была с ярилом, и потом ушла от него к морозу (с позиций которого, в целом, и написан текст) . и в свете этого ненависть ярилы к снегурочке - это его ненависть к их союзу и его плоду; причём характерно, что оба знают с самого начала об этой ненависти и о ней дочь. непонятно даже, что являлось более желаемой целью для ярилы - вернуть себе весну или отомстить ей. похоже, что второе - ибо ярило описывается как жестокий, не знающий пощады испепеляющий бог. соответственно, родителей была защитить чадо; и именно этого им сделать не удалось.