3. Каково соотношение конкретно-бытового и социально-философского планов в пьесе «На дне»? Насколько обоснованно, на ваш взгляд, стремление современных исследователей рассматривать горьковскую пьесу как «философскую драму»?
пословица о взаимопроникновении худа и добра внушает своим философски настроенным читателям большой и неожиданный оптимизм. она означает, что на свете нет абсолютно чёрных и беспросветных цветов, в них обязательно найдутся оживляющие взор оттенки.
подробнее:
это изречение иногда используется в полном виде: «нет худа без добра и добра без худа». то есть, в нём говорится именно о постоянном взаимодействии добра и зла. такое взаимодействие вполне понятно. ведь мы имеем дело с двумя однородными философскими категориями, находящимися на противоположных полюсах. и как бы они ни были далеки друг от друга, всё равно расположены в одной системе координат. и взаимовлияют.
такое положение трудно представить себе практически, когда человека постигает, например, абсолютное горе. оно убийственно, сокрушительно, в нём нет никаких светлых пробелов. но на этот случай и есть пословица, которая призывает не отчаиваться, а начинать искать в этой кромешной и кошмарной тьме что-нибудь светлое. хотя бы маленькую крупинку света.
ответ:Онегин
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.
Ленский
Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!.
пословица о взаимопроникновении худа и добра внушает своим философски настроенным читателям большой и неожиданный оптимизм. она означает, что на свете нет абсолютно чёрных и беспросветных цветов, в них обязательно найдутся оживляющие взор оттенки.
подробнее:
это изречение иногда используется в полном виде: «нет худа без добра и добра без худа». то есть, в нём говорится именно о постоянном взаимодействии добра и зла. такое взаимодействие вполне понятно. ведь мы имеем дело с двумя однородными философскими категориями, находящимися на противоположных полюсах. и как бы они ни были далеки друг от друга, всё равно расположены в одной системе координат. и взаимовлияют.
такое положение трудно представить себе практически, когда человека постигает, например, абсолютное горе. оно убийственно, сокрушительно, в нём нет никаких светлых пробелов. но на этот случай и есть пословица, которая призывает не отчаиваться, а начинать искать в этой кромешной и кошмарной тьме что-нибудь светлое. хотя бы маленькую крупинку света.