Согласно былинам, богатырь илья муромец до 33-х лет (возраста, в котором начал проповедовать и погиб христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). они, придя в дом к илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. илья на это ответил: «не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище»[. они повторно просят илью встать и принести им воды. после этого илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. старцы же велят илье выпить воду. илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему выпить третий раз, чтобы уменьшить её. после, старцы говорят илье, что он должен идти на службу к князю владимиру. при этом они упоминают, что по дороге в киев есть неподъёмный камень с надписью, который илья тоже должен посетить. после, илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». на камне был написан призыв к илье сдвинуть камень с места неподвижного. там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. коню он сказал: «ай же ты конь богатырской! служи-ка ты верою-правдою мне». после этого илья скачет к князю владимиру. прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается силач по прозванию «чоботок», родом из мурома, принявший монашество в киево-печерской лавре под именем ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный илия муромец» (канонизирован в 1643 году) илия печерский. в былине «святогор и илья муромец» рассказывается, как илья муромец учился у святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
«всякая вина виновата» , тарас скотинин (действие 1 явление 4) «дела не делай, от дела не бегай» (цыфиркин действие 3 явление 6), «дал мне бог ученичка, боярского сынка» (цыфиркин действие 3, явление 6), «виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство» (правдин, явление 8, действие 4) «суженого конём не объедешь» (скотинин, явление 3, действие 2) «с великим просвещение можно быть мелкому скареду [1]» (стародум, явление 1 действие 3), «на своё счастье грех пенять» (скотинин, явление 3, действие 2) «век живи, век учись» (г-жа простакова, явление 6 действие 2) «ученье - вздор» (скотинин, явление 8, действие 4) «где гнев, тут и милость» (г-жа простакова, явление 9, действие 4) «дай мне сроку, хотя на три дня» (г-жа простакова, явление 5, действие 5) «повинную голову меч не сечёт» (г-жа простакова, явление 4, действие 5) «в большом свете водятся премелкие души» (стародум, явление 1, действие 3) «честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг » (стародум, явление 1, действие 3) «без вины виноват» (простаков, явление 3, действие 5) «без знатных дел знатное состояние ничто» (стародум, явление 2, действие 4) «собака лает, ветер носит» (цыфиркин, явление 7 действие 3) «угнетать рабством себе подобных беззаконно» (стародум, явление 1, действие 5) «сон в руку» (простаков, явление 4, действие 1) «концы в воду» (скотинин, явление 5, действие 1) «видали виды» (простаков, явление 8, действие 1) «белены объелся» (митрофан, явление 4, действие 2) «поминай, как звали» (митрофан, явление 6, действие 2) «с его кулаков да за часослов» (митрофан, явление 6, действие 2) «весёлым пирком, да за свадебку» (скотинин, явление 5, действие 3) «по добру, по здорову» (скотинин, явление 4, действие 5) «наличные деньги - не наличные достоинства» (стародум)