3. Тест
1. На какой реке находится Матера?
2. Какая часть суши называется Матерой?
3. Какую форму имеет Матера?
4. Что находится через протоку от Матеры? Какую идею автора и какое природное начало это соединение подчеркивает?
5. Какое событие заставляет жителей покинуть Матеру?
6. Какое сооружение определило судьбу Матеры?
7. Кто из людей и как обозначил Матеру как крестьянскую Атлантиду, землю обетованную?
8. Как зовут главную героиню повести?
9. …, много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» Чей это завет?
10. Какое слово придумали жители деревни, характеризуя стиль жизни беззаботного пьяницы Петрухи Звонарева?
11. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.» Кому из героев повести принадлежат эти слова?
12. Кто хозяин острова?
13. Почему нет могилы мужа героини, Мирона?
14. Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
15. Кто без сожаления уезжает из Матеры, утверждая, что она «назьмом провоняла».
16. Как прощается со своей избой героиня?
17. О чем в своей молитве к Богу Дарья и за кого молится?
18. В чём символичность образа Дарьи?
19. Какое природное явление описывается в конце повести?
20. Считаете ли Вы актуальной проблему отношения к малой родине, поднятую в произведении? (аргументируйте ответ)
ответ:
создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на кавказ (вторая ссылка).
тема – одиночество и изгнание.
композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.
жанр – стихотворение, философская лирика.
стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.
олицетворение – “вечные странники”.
сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
риторические вопросы – кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
антитеза – “с милого севера – в сторону южную”
ответ:
объяснение:
милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел. любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к богу. опирается также на тезис, что в любом человеке следует видеть «образ божий» независимо от его недостатков.
в процессе которого взаимоотношения двух героев — гринева и пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его божественного начала.
вспомним первую встречу героев. вот незнакомый мужичок спасает гринева во время бурана: показывает ему и савельичу дорогу к постоялому двору. в гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп
именно такое миросозерцание рождает в гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то ему, . однако образ гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.
вывод:
таким образом, анализируя тему милосердия в «капитанской дочке», мы подходим к пушкинской мысли, гениальной по своей сути: никакие грехи и преступления не способны убить в человеке добро, стереть образ божий в его душе. и вернуть человека к самому себе можно только через любовь и доверие, через обращение к лучшим чувствам.