3. Як просвітителі ставилися до усної народної творчості? Шо важливіше для Гете як автора балади «Вільшаний король»: «дитячі» страхи й забоб-
ни фольклору чи «доросле», раціональне сприйняття світу сучасним аито-
ром-просвітителем? На які обмеження раціоналізму вказує сюжет балади?
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
2.Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
3. Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
4.Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
5.Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
6.Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилаcь в нем.
7.Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
8.Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
…Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
9.Богат, хорош собою, Ленской
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенской;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;