Часть первая - пиковый валет действие книги происходит в 1886 году. в москве орудует шайка мошенников "пиковый валет". они нахальны, изобретательны и уверены в своей безнаказанности. они проворачивают чрезвычайно дерзкие аферы и бесследно исчезают с места преступления. но за дело берется разоблачитель заговоров, мастер по тайным расследованиям, кавалер орденов хризантем, специалист по ведению деликатных и тайных дел эраст петрович фандорин. возможно, прототипом послужил случай описанный у гиляровского с бандой "пиковых валетов".часть вторая - декоратор события этой части книги разворачиваются в 1889 году. в москве случаются неслыханные события — полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом. у всех жертв отсутствуют признаки полового насилия, зато извлечены внутренние органы и аккуратно разложены на месте преступления, образуя некую «декорацию», как её называет сам преступник. на лице или шее каждой убитой красуется кровавый отпечаток поцелуя — почерк лондонского джека-потрошителя. неужели серийный убийца перебрался в москву? найти ответ на этот вопрос предстоит, конечно же, чиновнику по особым поручениям эрасту петровичу фандорину, ведь на кон поставлена его карьера.
Вэтой комедии мольер поставил себе цель высмеять ограниченных и тщеславных буржуа, стремящихся во всем подрожать придворной аристократии. мольер сатирически изображает нравы этой аристократии, которая для буржуа кажется окруженной необыкновенным ореолом. действие происходит в париже, в доме журдена. в остроумных диалогах вырисовываются характеры основных действующих лиц комедии, проясняется суть комического конфликта, зарисовки французской действительности и выявляются основные проблемы произведения. журден - ограниченный и тщеславный человек, которому стало казаться, что называться мещанином для него обидно и несправедливо, ведь у него полные карманы денег. чтобы выглядеть дворянином, он старается делать "все, как у знатных господ". забросив все дела, буржуа нанимает себе учителей, которые, смеясь за его спиной, обучают журдена всему, что принято у аристократов. нелепую жажду подражания аристократам мольер высмеивает в сценах обучения журдена дворянским "наукам и искусствам". в образах учителей раскрывается ничекмность, бесполезность и нелепость тех сведений, которые аристократы пытались выдавать за настоящую науку.