Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе.
Экспозиция-предпраздничное великолепие
развитие действия-горький быт, горькие будни семьи Мерцаловых
завязка-в середине рассказа, со слов
"в этот год в семье Мерцаловых одно за другим горе…"
кульминация- появление таинственного незнакомеца,
который оказывает покровительство несчастной семье.
развязка-жизнь семьи Мерцаловых чудесным образом изменилась
Куприн нарушил композицию для того чтобы заинтриговать
читателя, вначале и в конце рассказа мы видим автора,
это придает достоверность этому произведению.\
2:
литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело
3:
Стоит сначала назвать признаки, или особенности, святочного рассказа вообще.
1) Помимо того, что действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова, или Святок,
2) герои рассказа находятся в бедственном положении, их давит нищета, болезни, безразличие других людей и т.п.,
3) среди героев - дети (голодные, замерзающие, умирающие),
4) и чудо, счастливая концовка, побеждает добро и любовь.
Перечислив эти признаки мы убеждаемся, что рассказ Куприна "Чудесный доктор" относится к рождественским, или святочным рассказам.
Теперь конкретно:
1). Яркие праздничные витрины и звуки музыки свидетельствуют о празднике. Старик-незнакомец также, вспомним, несет детям подарки. Значит, канун Рождества.
2). Одного лишь описания подвала - места, где живут Мерцаловы - достаточно, чтобы понять, в какой нищете и положении они существуют.
3). История начинается с того, что мальчики рассматривают витрины. Дочь Мерцалова - Машенька - больная девочка, к которой спешит доктор. Кричащий младенец, которого матери нечем кормить.
4). Благодаря встрече с доктором и его доброму сердцу финал истории оказывается счастливым и памятным.
Давай сопоставим героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин и Костылин. Как думаешь, , почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии? (Жилин – он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках) . Обрати внимание: пленник у Толстого только один (и об этом нам красноречиво говорит название рассказа) , а ведь в произведении два героя. Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма Давай вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. (Он оказывается бес слабым физически, он надеется только на выкуп, который должны прислать его мать) . А как ведет себя в плену Жилин? (Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом) . А как автор описывает внешность? «Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Жилин невелик ростом, а удал был» . Да что там говорить, уже как автор описывает, как попались Жилин и Костылин в плен, совершенно очевидно, на чьей стороне его симпатии: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин… Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?.. » Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит: - Поедем, Жилин, одни Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит: - А ружье заряжено? - Заряжено. - Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове. «Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой» . А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой» . …не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху, — навалилась Жилину на ногу» . Надеюсь, я тебя убедила. Теперь тебе предстоит убедить учителя!
1:
Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе.
Экспозиция-предпраздничное великолепие
развитие действия-горький быт, горькие будни семьи Мерцаловых
завязка-в середине рассказа, со слов
"в этот год в семье Мерцаловых одно за другим горе…"
кульминация- появление таинственного незнакомеца,
который оказывает покровительство несчастной семье.
развязка-жизнь семьи Мерцаловых чудесным образом изменилась
Куприн нарушил композицию для того чтобы заинтриговать
читателя, вначале и в конце рассказа мы видим автора,
это придает достоверность этому произведению.\
2:
литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело
3:
Стоит сначала назвать признаки, или особенности, святочного рассказа вообще.
1) Помимо того, что действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова, или Святок,
2) герои рассказа находятся в бедственном положении, их давит нищета, болезни, безразличие других людей и т.п.,
3) среди героев - дети (голодные, замерзающие, умирающие),
4) и чудо, счастливая концовка, побеждает добро и любовь.
Перечислив эти признаки мы убеждаемся, что рассказ Куприна "Чудесный доктор" относится к рождественским, или святочным рассказам.
Теперь конкретно:
1). Яркие праздничные витрины и звуки музыки свидетельствуют о празднике. Старик-незнакомец также, вспомним, несет детям подарки. Значит, канун Рождества.
2). Одного лишь описания подвала - места, где живут Мерцаловы - достаточно, чтобы понять, в какой нищете и положении они существуют.
3). История начинается с того, что мальчики рассматривают витрины. Дочь Мерцалова - Машенька - больная девочка, к которой спешит доктор. Кричащий младенец, которого матери нечем кормить.
4). Благодаря встрече с доктором и его доброму сердцу финал истории оказывается счастливым и памятным.
Объяснение:
Жилин и Костылин. Как думаешь, , почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?
(Жилин – он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках) .
Обрати внимание: пленник у Толстого только один (и об этом нам красноречиво говорит название рассказа) , а ведь в произведении два героя.
Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма
Давай вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен.
(Он оказывается бес слабым физически, он надеется только на выкуп, который должны прислать его мать) .
А как ведет себя в плену Жилин?
(Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности.
Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом) .
А как автор описывает внешность?
«Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Жилин невелик ростом, а удал был» .
Да что там говорить, уже как автор описывает, как попались Жилин и Костылин в плен, совершенно очевидно, на чьей стороне его симпатии:
«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин… Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз.
Слышит, сзади на рожке заиграли, - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат?
Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?.. » Остановился, раздумывает.
И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит: - Поедем, Жилин, одни Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми.
- А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:
- А ружье заряжено? - Заряжено. -
Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит.
Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове. «Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей,
если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть.
Не дамся же живой» . А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает:
«Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой» . …не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь.
Ударилась лошадь оземь со всего маху, — навалилась Жилину на ногу» .
Надеюсь, я тебя убедила.
Теперь тебе предстоит убедить учителя!