М. Ю. Лермонтов Большое место в лирике Лермонтова занимает любовная тема, которой поэт посвятил более трети своих стихотворений. Перелистывая томик со стихами Лермонтова, нельзя не восторгаться неповторимым лиризмом его любовной поэзии, силой пламенных страстей, глубоким умом, прямотой, честностью и высокой требовательностью к себе. Традиции русской любовной поэзии, существовавшей до Лермонтова, были богаты и многообразны. Но в 10-20-х годах XIX века поэты воспевали абстрактную возвышенную любовь, не привязывая ее к реальности, отдаляя ее от конкретных жизненных проблем. Образ возлюбленной был обобщен и ангелоподобен, намеренно лишался индивидуальности. Герой-любовник также был лишен индивидуальных качеств, которые могли «помешать» ему исполнить миссию «носителя любви». Очень редко поэты использовали те или иные внешние обстоятельства, которые могли бы обозначить конкретную любовную ситуацию. Однако уже в лирических стихах Пушкина проявилась индивидуальность героев, их чувств и мыслей. Лермонтов поддержал и развил эту тенденцию великого предшественника, сделав свою любовную лирику «предметной», отражающей реальные чувства и переживания героя. Любовные стихи молодого Лермонтова посвящены Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой (самый обширный цикл — свыше двадцати стихотворений) и Варваре Лопухиной. Эти стихи о любви — своеобразная биография поэта: по ним можно проследить не только какой-либо момент любовных переживаний лирического героя, но и фазу развития его отношений с возлюбленной — например, возникновение его чувства, «вероломство» и «измену» возлюбленной, нарастание скорби героя, вызванное этой «изменой», охлаждение (стихи к Н. Ивановой). Лермонтов не избегает штампов в описании женской красоты («прелестный взор», «чудные глаза» и т. п.), но сквозь них просвечивают живые образы героинь. Так, например, в стихах, адресованных Е. Сушковой, Лермонтов высказывает обиду на светскую девушку за ее «притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие (стихотворение «Благодарю!»). К более зрелым произведениям на любовную тему относится цикл стихотворений, посвященных Н. Ивановой. В творчестве Лермонтова тема любви часто пронизана предчувствием трагической развязки. Это свойство лирики Лермонтова контрастирует со светлым тоном, преобладающим в любовной лирике Пушкина. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Герой Лермонтова редко испытывает чувства радости, удовольствия и полноты жизни, как герой Пушкина в «Зимнем утре». Но бывают и у него редкие минуты счастья: С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… Лермонтов анализирует чувства героя, личность возлюбленной и причины неминуемой любовной трагедии. Он винит в этом и качества героини, сближающие ее с духом светского общества, и само светское общество («…и мук и слез веселый миг тебе дороже!», «И слишком ты любезна, чтоб любить!», «мы с тобой разлучены злословием людским» и т. д.). Таким образом, в ткань любовной лирики Лермонтова постепенно вплетается гражданская тема. Поэт понимает, что даже интимные чувства человека подвержены влиянию общественных отношений и принятых условностей. Особое отношение у Лермонтова было к В. А. Лопухиной. В цикле посвященных ей стихов Лермонтов воспевает ее «чудную простоту» и не лицемерить», противопоставляет ее светским красавицам («Она не гордой красотою…»). Поэт чувствует необыкновенную духовную близость с Лопухиной и даже называет ее своим «товарищем», «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…») и своей «мадонной» — эпитеты, которые не встречаются в стихах к Е. Сушковой и к Н. Ивановой. Естественно, что стихи к Лопухиной были исполнены чувства просветленной любви и грусти, которая неизбежна при расхождении между мечтой и реальностью. Стихи к Лопухиной пронизаны трагизмом из-за невозможности разделенной любви и счастья. Поэт не видит смысла жизни в земной неволе и придчувствует свой короткий век!!
«Страна Муравия» посвящена периоду коллективизации начала 30-х годов XX века, «За далью — даль» — поэма послевоенная, описывающая жизнь людей, какой её увидел А.Т. Твардовский в своей поездке по стране. Поэма «Василий Тёркин» посвящена Великой Отечественной войне.
2. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как вы понимаете следующие строфы?
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа...
Тем путем идут суровым.
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат...
Переправа, переправа...
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле..
Главная мысль главы «Переправа» заключается в том, что путь до победы очень далёк и лежит через кровавую переправу, через жестокие испытания, в которых погибнут многие.
Приведённые строфы говорят о том, что память и военная слава всегда имеют свою оборотную сторону— забвение, когда без примет и следов канут в чёрную воду тысячи живых людей. Думая о победивших героях, увешанных наградами, нельзя забывать и о тех безвестных солдатах, что канули бесследно в жестоком бою. Бой этот и ведётся не ради славы, не ради восхищения потомков смелостью воинов; цена сражения гораздо выше— это вообще жизнь на земле, самая святая цель, какая только может быть. Да и сами солдаты — это вовсе не былинные богатыри, а люди, «труженики», которые испокон века защищали родину, когда в этом была необходимость. Само определение «труженик-солдат» говорит о том, что к войне наши воины относятся как к тяжёлой, но необходимой работе, не стараясь никак поэтизировать и возвысить её. Напротив, война прозаична, полна тяжёлого быта и кровавых моментов, которые тоже уже стали привычными.
3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идет святой и правый. / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»
Проходящие рефреном по главам слова «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы -— / Ради жизни на земле» подчёркивают главную мысль всей поэмы, усиливают её выражение и возвращают к ней в различных эпизодах: это мысль о том, что не для признания, успеха и славы идёт война, её суть неизмеримо глубже и серьёзнее — вся жизнь на земле.
4. Что подчеркивает автор в характере героя в главе «О награде»?
В главе «О награде» в кругу фронтовых товарищей Василий Тёркин полушутя-полусерьёзно мечтает о возвращении после войны в родные края. Как бывалый воин, объективно знающий себе цену, он понимает, что достоин награды, но, как скромный человек, не стремящийся к великой славе, а только качественно выполняющий своё дело, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль-де нужна ему для того, чтобы производить неотразимое впечатление на девушек. С юмором он представляет своё возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами человечным и жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Каждую свободную минутку мысленно он находится дома, а не на войне, мечтает о мирной тихой жизни, а не о том, как будет совершать новые подвиги.
5. В начальной главе «От автора» звучит почти гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде? В этой вводной главе поэт как бы набрасывает «темы», о чем будет рассказано подробно в поэме. Что это за «темы»?
Вот что пишет А.Т. Твардовский о воде в главе «От автора»:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода
Лучше нет природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.
Темы, которые набрасывает поэт в главе «От автора» — это тема человеческих радостей, поддерживающих человека на войне. Это вкусная еда, дружеская поддержка, весёлая шутка, знание правды.
«Страна Муравия» посвящена периоду коллективизации начала 30-х годов XX века, «За далью — даль» — поэма послевоенная, описывающая жизнь людей, какой её увидел А.Т. Твардовский в своей поездке по стране. Поэма «Василий Тёркин» посвящена Великой Отечественной войне.
2. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как вы понимаете следующие строфы?
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа...
Тем путем идут суровым.
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат...
Переправа, переправа...
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле..
Главная мысль главы «Переправа» заключается в том, что путь до победы очень далёк и лежит через кровавую переправу, через жестокие испытания, в которых погибнут многие.
Приведённые строфы говорят о том, что память и военная слава всегда имеют свою оборотную сторону— забвение, когда без примет и следов канут в чёрную воду тысячи живых людей. Думая о победивших героях, увешанных наградами, нельзя забывать и о тех безвестных солдатах, что канули бесследно в жестоком бою. Бой этот и ведётся не ради славы, не ради восхищения потомков смелостью воинов; цена сражения гораздо выше— это вообще жизнь на земле, самая святая цель, какая только может быть. Да и сами солдаты — это вовсе не былинные богатыри, а люди, «труженики», которые испокон века защищали родину, когда в этом была необходимость. Само определение «труженик-солдат» говорит о том, что к войне наши воины относятся как к тяжёлой, но необходимой работе, не стараясь никак поэтизировать и возвысить её. Напротив, война прозаична, полна тяжёлого быта и кровавых моментов, которые тоже уже стали привычными.
3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идет святой и правый. / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»
Проходящие рефреном по главам слова «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы -— / Ради жизни на земле» подчёркивают главную мысль всей поэмы, усиливают её выражение и возвращают к ней в различных эпизодах: это мысль о том, что не для признания, успеха и славы идёт война, её суть неизмеримо глубже и серьёзнее — вся жизнь на земле.
4. Что подчеркивает автор в характере героя в главе «О награде»?
В главе «О награде» в кругу фронтовых товарищей Василий Тёркин полушутя-полусерьёзно мечтает о возвращении после войны в родные края. Как бывалый воин, объективно знающий себе цену, он понимает, что достоин награды, но, как скромный человек, не стремящийся к великой славе, а только качественно выполняющий своё дело, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль-де нужна ему для того, чтобы производить неотразимое впечатление на девушек. С юмором он представляет своё возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами человечным и жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Каждую свободную минутку мысленно он находится дома, а не на войне, мечтает о мирной тихой жизни, а не о том, как будет совершать новые подвиги.
5. В начальной главе «От автора» звучит почти гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде? В этой вводной главе поэт как бы набрасывает «темы», о чем будет рассказано подробно в поэме. Что это за «темы»?
Вот что пишет А.Т. Твардовский о воде в главе «От автора»:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода
Лучше нет природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.
Темы, которые набрасывает поэт в главе «От автора» — это тема человеческих радостей, поддерживающих человека на войне. Это вкусная еда, дружеская поддержка, весёлая шутка, знание правды.
Объяснение: