4-тапсырма. Оқулықтағы Медеу Серсекенің Дара дарын шығармасынан үзіндінің екінші мәтінімен танысып шық. Төменде берілген сұрақтар бойынша кемелденген тұлғаның портретін сипаттап жаз.
Пьеса гоголя действительно смешная. доведенная до абсурда «ситуация ревизора», великолепный язык, созданные человеческие типы — все это придает пьесе комический эффект. но к концу становится уже не смешно. становится скорее грустно, оттого что это жизнь, многие особенности которой живы и сегодня. пугает, а не смешит то, как мало люди уважают себя и других, как много могут позволить себе, чтобы удовлетворить низменные свои потребности. понятие честности и чести неведомо им. а хуже всего то, что именно эти люди жизнью других, жизнью целого города, они поддерживают друг друга, этим они и сильны. пьеса заканчивается «немой сценой». едет настоящий ревизор. а что дальше? пьеса направлена против общих пороков того общества, против лицемерия, лжи, против грубости, хамства и невежества. стоит ли жить и бояться? не лучше ли честно исполнять свой долг? «хлестаковщина» — это, по словам самого гоголя, «легкость в мыслях необыкновенная», полное отсутствие мыслительной деятельности, лживости и наглости.
Особое место в творчестве михаила юрьевича лермонтова занимает тема патриотизма. отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение «бородино». в нём лермонтов рассказывает о знаменитом бородинском сражении. стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. но первому из них принадлежат только семь строк. остальная часть произведения — это рассказ бывалого солдата о битве на бородинском поле. это придаёт стихотворению особую искренность и достоверность. в начале своего рассказа старый солдат говорит собеседнику: — да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы! этими строками лермонтов показывает своё отношение к молодому поколению солдат того времени и одновременно воспевает подвиг участников отечественной войны. от лица старого солдата автор передаёт своё восхищение воинами. они, как и сам рассказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. лермонтов описывает такие их качества, как патриотизм, храбрость, мужественность, веру в победу. об этом говорят слова: что тут хитрить, к бою; уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою! солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то время как враги предвкушают победу, которой не будет! с особой гордостью лермонтов пишет о том, что французы узнали, «что значит бой удалый, // наш рукопашный » словом «наш» автор показывает единство и силу всего народа. даже то, что армия оставила москву французам он объясняет не превосходством противника, а «господней волей». старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: «…рука бойцов колоть устала…». но в его рассказе нет хвастовства, в нём — скорбь о тех, кто погиб. особенно он сожалеет о гибели полковника, который личным примером доказал верность родине, призывая сдержать «клятву верности». всё стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат — участников бородинского сражения. этому «могучему, лихому племени» лермонтов противопоставляет «нынешнее племя». своим произведением автор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради неё настоящие подвиги.