Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей: честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На все эти недостатки указывает сам Толстой. Почти всю жизнь он вёл дневники, в которых не только описывал события минувшего дня, но и оглядывался назад, пытаясь осмыслить свои истоки, понять, что было в его жизни, что есть и что может быть. Л. Н.Толстой пытался разобраться в мельчайших душевных движениях, которыми сопровождались его поступки. Самопознание и познание мира с творчества на протяжении всей жизни шли рядом. « 1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро…
Для литературы XIX в. характерно широкое обращение к устному народному творчеству. В связи с выходом былин, записанных Киршей Даниловым, и в связи с расширением знакомства с русским фольклором вообще появились обработки былинных сюжетов. В 1804 г. Н. А. Львов выпустил поэму «Добрыня», Г. Р. Державин написал оперу на тот же сюжет, использовав былинную поэтику. Кроме того, Державин пытался писать песни в русском духе, например «Царь-Девица» (1812). Не мимо фольклора и сентименталист Н. М. Карамзин. Он написал «богатырскую сказку» в стихах «Илья Муромец». Песни сочинял и И. И. Дмитриев («Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала»). Песни в народном духе писали Ю. А. Нелединский-Мелецкий («Выйду я на реченьку»), А. Ф. Мерзляков («Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»). Популярной стала песня Н. М. Ибрагимова «Во поле березонька С10яла». В начале XIX в. наблюдается широкое вхождение литературных песен в народный репертуар: «Вниз по Волге-реке» А. А. Шаховского, «Что затуманилась зоренька ясная» А. Ф. Вельтмана, «ямщицкие песни»: «Тройка» Ф.Н. Глинки («Вот мчится тройка удалая»), «Тройка» П. А. Вяземского («Тройка мчится, тройка скачет»). Эти произведения создавались на народно-поэтической основе. Таковы же песни А. А. Дельвига, Н. Г. Цыганова.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…
В начале XIX в. наблюдается широкое вхождение литературных песен в народный репертуар: «Вниз по Волге-реке» А. А. Шаховского, «Что затуманилась зоренька ясная» А. Ф. Вельтмана, «ямщицкие песни»: «Тройка» Ф.Н. Глинки («Вот мчится тройка удалая»), «Тройка» П. А. Вяземского («Тройка мчится, тройка скачет»). Эти произведения создавались на народно-поэтической основе. Таковы же песни А. А. Дельвига, Н. Г. Цыганова.