4. Выписать не менее 3 примеров художественно-выразительных средств из текста, объяснить их.
Артур Гиваргизов
Записки выдающегося двоечника
О поэзии
4 сентября, на литературе
Серёжа никогда не мог понять, почему отличница Сереберцева любит стихи.
– Послушай, Сереберцева, – как-то с Серёжа, – ну я понимаю, когда задали, но ты, говорят, и когда не задали, читаешь?
– Читаю, – ответила Сереберцева, – стихи вызывают во мне разные настроения.
– Всё это мы слышали, – усмехнулся Серёжа, – от училки по литературе.
– Не веришь – не надо плечами Сереберцева.
– Конечно, не верю, – сказал Серёжа, – но хочу понять. Может, тебе родители за это доплачивают? Признайся, а? Зуб даю, никому не скажу.
– Ничего они мне не доплачивают, – рассердилась Сереберцева, – отстань, а то врежу!
– Ну хорошо, – не унимался Серёжа. – Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Э-э-э… Дальше не помню. Что с тобой, Сереберцева?! Ты плачешь?!
– Отстань, Гаврилов, – плакала Сереберцева, – не мог что-нибудь весёленькое прочитать. Теперь весь день буду плакать.
– Вот это да! – поразился Серёжа. – Как действует! Сейчас, Сереберцева, сейчас… М-м-м-м… Коля в деревне нашёл пулемёт… нет, не то. Сейчас, сейчас, потерпи… М-м-м… Маленький мальчик на дерево влез… опять не то. А, вот! Вспомнил! Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. Не утонет, Сереберцева! Ура! Ну как, легче?
– Легче, – шмыгнула носом Сереберцева.
Герда — главная героиня сказки. Этой девочке удалось найти своего друга Кая и его от Снежной королевы.
Кай — маленький мальчик, который живет в большом городе, на чердаке здания через дорогу от дома Герды. Он становится жертвой осколков зеркала-тролля. Кая увозит Снежная королева.
Снежная королева — королева снежинок, которая путешествует по всему миру со снегом. Ее дворцы и сады находятся в землях вечной мерзлоты. Она привозит Кая в свой дворец после того, как он стал жертвой осколков зеркала-тролля. Она обещает освободить Кая, если он может сложить «вечность» кусками льда.
Тролль — создает злое зеркало, искажающее реальность.
Бабушка Кая — рассказывает внуку и Герде легенду о Снежной королеве. Некоторые действия бабушки — важные моменты истории.
Старая волшебница — живет возле реки. В ее саду всегда лето. Она пытается удержать Герду, но увидев розу Герда (любимый ее цветок и Кайя) вспоминает Кая и пробуждается от волшебства старухи. Ворон — который считает, что новым принцем его земли является Кай.
Принцесса — хочет, чтобы принц-супруг был таким же умным, как и она. Принцесса находит Герду в своем дворце. Она Герде в поиске Кая, дает ей теплую, красивую одежду, слуг и золотую карету. Принц-бывший бедный молодой человек. Вскоре должен стать принцем.
Старая атаманша — единственная женщина среди разбойников, которые захватывают Герду, когда она едет в поисках Кая в золотой карете.
Маленькая девочка-разбойница— дочь атаманши. Она подружилась с Гердой. Ее пленные голубки и северный олень рассказывают Герде, что Кай со Снежной королевой. Затем девушка-грабитель Герде продолжить путешествие, чтобы найти Кая. Жизнь Маленькой разбойницы была невесёлой, без ласки и доброты. Разбойница была избалована, своевольна. Она держала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать её или грабила, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей тоже хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.
Северный олень — доставляет Герду в дворец Снежной королевы.
Лапландка — предоставляет убежище Герде и оленю, и пишет сообщение о высушенной рыбе треске финке.
Финка — живет всего в двух милях от садов и дворцов Снежной королевы. Она знает секрет силы Герды, и говорит, что у нее получится Кая.
Объяснение:
Писатель родился 26.04.1886 г. в деревне Кушлавыч. Отец его – Мухамедгариф - родом из Казанской губернии. Дед писателя был муллой. Когда Габдулле было 4,5 месяца, у него погиб отец, а в три года он потерял и мать. Некоторое время он жил в семье деда Зиннатуллы, после попал в Казань в семью бездетного Мухамметвали, где прожил примерно 2 года.
Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что приемные родители его заболели, и мальчик попал в семью крестьянина Сагди в деревню Кырлай, где прожил три года. Крестьянская жизнь далась ему нелегко. Здесь много работал, учился и познавал жизнь Габдулла Тукай. Краткая биография далее рассказывает о его дальнейшем детстве, которое проходило в г. Уральске. Его взял в свою семью купец Галиаскар Усманов, там хозяйкой была его тетя. Учился будущий писатель в медресе семьи Тухватуллиных, параллельно посещал русский класс, в учебе проявилась его большая природная одаренность.К 16 годам сформировались основные убеждения и черты поэта. Биография Габдуллы Тукая подтверждает, что юноша был очень образованным: хорошо знал европейскую, русскую, восточную культуры, несколько языков и много сказок, которые интересно рассказывал.
У него был хороший слух, и он неплохо пел, хотя его голос не был особенно красивым, однако юноша умел приукрасить нотки мелодии.
Много разных жанров охватил Габдулла Тукай. Биография творчество его определяет как народное и реалистическое.
Осенью 1907 г. писатель приехал в Казань, чтобы там заниматься любимым делом. Литературные круги принимают его с легкостью, он сближается с молодыми писателями, которые группируются вокруг издания «Аль-Ислах».
Большая часть стихов Тукая и очерков написаны под впечатлением поездок в деревни Заказанья. В них описана реальность, оцененная заступником народа.
В честь писателя названы: казанская площадь, метро, улицы в Уфе, селе Даутово в Челябинской обл.
Также Тукаю были установлены памятники в Уральске, Санк-Петрбурге и Москве.
Открыты музеи Габдуллы Тукая: Литературный музей в Казани, литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай.
Именем писателя также назвали премию искусства в Татарстане.