5. Базаров находится в Марьино две недели, и у постоянных обитателей Марьина уже формируется своё отношение к гостю. Тургенев описывает впечатления о Базарове каждого из марьинцев одним абзацем. Разделите персонажей на тех, кто «за» Базарова, и на тех, кто «против». Запишите. Кто, по вашему мнению, наиболее близок к истине в оценке Базарова? Чьё мнение в большей степени соответствует авторскому?
Чем интересно мнение Кати (сестры Анны Сергеевны Одинцовой), которое девушка излагает в разговоре с Аркадием?
6. Наше представление о характере Базарова осложняется тем, что разные люди относятся к нему по–разному. Но мы чувствуем, что особая неприязнь к Евгению Васильевичу возникла у Павла Петровича.
Николай Петрович и Павел Петрович — люди совершенно разные. Базаров — «нигилист» и демократ, человек суровую школу труда и лишений. Павел Петрович и его брат — люди «старого века». Столкновение между Павлом Петровичем с Базаровым неизбежно. И схватка происходит: за вечерним чаем, герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии.
Тургенев, работая над романом, записал: «Со времён трагедии известно, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Обратите внимание на то, что каждая реплика Базарова направлена против какого–либо общепризнанного принципа. И Кирсанов, и молодой нигилист мнят себя «исключительными носителями правды». В споре их не интересует истина, ими движет не стремление к ней, а взаимная нетерпимость.
В такой же схватке, кстати, по мнению Тургенева, провоцируя катастрофу, сошлись и две партии русского общества 1860–х гг.: либералы и демократы.
7. Жизнь Павла Петровича. Опираясь на рассказ Аркадия в главе VII, подготовьте подробное описание характера Павла Петровича Кирсанова и попытайтесь определить авторское отношение к этому персонажу. Запишите ГС в тройках.
8. Опираясь на текст романа (особенное внимание уделите главе X), сравните двух идеологических противников — Евгения Базарова и П. П. Кирсанова. Сопоставьте их внешность, политические взгляды и жизненные принципы. Оформите результаты своих наблюдений в виде таблицы. Запишите в тетради, сверьте в тройках.
9. Итогом споров Базарова и Павла Петровича стала дуэль, бесславно закончившаяся для Кирсанова.
Вспомните, что стало причиной дуэли Евгения Базарова и П. П. Кирсанова. Как вы думаете, хорошо ли поступает Базаров? На чьей стороне правда — Павла Петровича или Евгения Васильевича? Подумайте, для чего автор романа привёл своих героев к дуэли и какую позицию занимает он сам? Какую роль в повествовании играет запутанный сон Базарова? Попробуйте истолковать его. Запишите ГС в тройках.
10. После дуэли автор уже не скрывает своего отношения к Павлу Петровичу. Подумайте, в каком смысле Тургенев употребил слово «мертвец».
очень надо
2)во всех домах солнечного города были кухонные лифты которые доставляли завтраки обеды и ужины прямо в квартиры
стены домов были украшены всяческими узорами а наверху под крышами были картины нарисованные яркими волшебными красками
3)вращающиеся дома совершали полный оборот каждый час таким образом все комнаты в доме светлые .
4)особенность большого шахматного автомата заключалась в том что он мог играть одновременно с 32 - мя шахматистами
5) день рукавичек или праздник солнечных братьев . В ээтот день повсюду разбрасывают рукавички все подбирают эти рукавички и меняются между собой те кто поменялись становятся солнечными братьями
Скрытые в нем мысли нелегко обнаружить.
Сюжет рассказа прост, его легко пересказать.
Однажды ночью в деревне Олепино внезапно зазвонил набат.
Все высыпали на улицу с вопросом : «Где горит?». Многие побежали за околицу, откуда хорошо было видно зарево пожара. Долго спорили, какая деревня горит. Пасынково? Волково? Некрасиха или Прокошиха? Хотели ехать, да пожарного на месте не оказалось.
Он жил в другой деревне.
Решили позвонить пожарным в Ставрово, потом успокоились, сказав, что наверное черкутинские жители уже позвонили, потому что из Черкутина звонить ближе и удобнее. Долго решали, что делать. Наконец, бабы сказали, что всё это не по- людски, и на пожар надо ЕХАТЬ, а не глядеть. .
Мужикам стало стыдно за своё бездействие. Они сбили с пожарного сарая замок и поехали на пожар.
Подъехали ближе и поняли, что горит деревня Некрасиха. Въехав в деревню, увидели, что полыхают сразу два дома, вернее один уже сгорел, другой дом догорал, а третий- только занимался.
Народу в деревне было мало, как автор говорит «два с половиной человека» . Олепинские подоспели вовремя.
Их приезду все очень обрадовались: «Родимые, выручайте! »
Олепинские мужики дружно и слаженно принялись за работу, и пожар был потушен.
почему автор называет рассказ «Закон набата» , почему не «Набат» или «Пожар» ?
После размышления над значением слова «закон» и смыслом названия рассказа приходим к мысли, что в обществе людей есть такие неписаные законы, которые часто оказываются не менее важными, чем законы юридические, правовые. .
Эти неписаные законы складывались в народной жизни веками, и не выполнить их нельзя ( вот почему закон набата у Солоухина начинается с глаголов повелительного наклонения) .
Выражение «Бить в набат» помимо своего прямого значения ( «ударять в колокол в случае тревоги, пожара» ) имеет ещё переносное значение.
«Бить в набат» - это значит призывать обратить внимание на что-нибудь, вызывающее тревогу.
И многие мудрые мысли В. А. Солоухина связаны именно с таким пониманием роли и закона набата.
С тёплым чувством вспоминает он когда «настоящий набат» на колокольне сельского храма созывал односельчан на пожар.
И великому закону набата подчинялись все, сбегаясь на зов колокола даже «из Самойловского леса» .
Но разрушен храм, пожарник живёт в другом селе, и «счастливый уцелевший колокольчик» уже не производит на людей того воздействия, которое оказывал на них «настоящий набат» .
Нелепо стоят они в нерешительности даже во время страшной беды – пожара в соседней деревне.
Грустью и болью отзывается их нелепое стояние в сердце автора .
Автор бьёт в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и традиций народной жизни.
Нельзя бездумно рушить храмы и разбивать колокола.
Их разрушение что- то неизбежно разрушает и в душах самих людей.
И всё же рассказ воплощает авторскую веру в великую силу закона набата для русского человека.
Недаром концовка рассказа светла и оптимистична : несмотря на сомнения в душах, олепинцы соседям и их то пожара.