на рубеже 18-19 веков в россии развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. если предыдущее направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. в произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие каноны.
первым правилом романтизма как направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. в таинственное место помещается необычный герой, всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. на этом и строится романтический конфликт. еще одно обязательное условие для романтизма – это детальное описание мыслей героя. для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.
классическим примером романтического героя в произведениях писателей могут служить герои произведений м. лермонтова. это печорин и арбенин, демон и мцыри… рассмотрим мцыри как романтического героя.
в центре повествования – обычный рядовой боец иван терешка. он родом из белоруссии, это крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.
волею случая иван оказался в плену у немцев. эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, т.е. изменить родине. должен застрелиться, но не позволить врагу захватить тебя живым). недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме. “нельзя срывать злость на пленных, — с горечью думает иван, — плен – не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое”.
джулия новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и иван, она бежит из лагеря. писатель с любовью рисует нам джулию, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. образу джулии новелли автор заставляет своего героя пройти проверку любовью.
на рубеже 18-19 веков в россии развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. если предыдущее направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. в произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие каноны.
первым правилом романтизма как направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. в таинственное место помещается необычный герой, всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. на этом и строится романтический конфликт. еще одно обязательное условие для романтизма – это детальное описание мыслей героя. для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.
классическим примером романтического героя в произведениях писателей могут служить герои произведений м. лермонтова. это печорин и арбенин, демон и мцыри… рассмотрим мцыри как романтического героя.
в центре повествования – обычный рядовой боец иван терешка. он родом из белоруссии, это крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.
волею случая иван оказался в плену у немцев. эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, т.е. изменить родине. должен застрелиться, но не позволить врагу захватить тебя живым). недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме. “нельзя срывать злость на пленных, — с горечью думает иван, — плен – не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое”.
джулия новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и иван, она бежит из лагеря. писатель с любовью рисует нам джулию, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. образу джулии новелли автор заставляет своего героя пройти проверку любовью.