Страшные годы, ужасные времена, наитяжелейшие испытания веры, силы воли - тяготеют над судьбой поэта-символиста, живущего на изломе веков чёрно-сизые тучи.
Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит...» и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет.
Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то», оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа.
С целью разнообразить, завуалировать и внести в атмосферу секретности, поэт скрывает нечёткие образы за некими символами. Попытаюсь разобраться, что имел в виду поэт за некоторыми из них.
Гроза. Буйство стихии, гром, молния, ливень - в природе. А в жизни? Наверное, роковые изменения, несущие за собой духовное очищение (вспомним «Грозу» Островского). В былые времена народ обожествлял грозу и, в то же время, слепо боялся её. Сейчас гроза лишь восхищает человека своим неистовством и страстью. Гроза – символ перемен, и, уподобляя ей жизнь, Александр Александрович Блок был как никогда прав.
Во второй строфе поэт дважды повторяет, желая выделить, обратить на себя внимание, слово «пропасть», подразумевая под ней бездну, бездну непонимания между двумя людьми, в которой в тот же миг, когда кто-то обратит на лирического героя внимание, исчезнет всё обывательское, не возвышенное - низкое. Бездна – это символ непонимания.
Тут же, тесно переплетаясь с прежним символом, автор вводит некую связь, мостик, крепко связывающий две души - радугу тишины: «… над пропастью медленно встанет семицветной дуги тишина…» Семицветная дуга тишина, выделенная знаками многоточия, -является символом единения.
И, наконец, символ арфы скрывает за собой душу человека, звуки которой сливаются в непередаваемую и непохожую на никакую другую мелодию, извлекаемую из арфы, а её струны, в свою очередь, являются струнами жизни… Следовательно душа терпит изменения под влиянием жизни.
Стихотворение «Есть минуты, когда не тревожит…» представляет читателю богатейший мир художественно-изобразительных средств.
Выделим, прежде всего, не слишком многочисленные, но изображающие предмет или явление наиболее существенно, показывающие значимые, конкретные признаки, которые поэт хотел наиболее ярко выразить.
Три богатых, красивых и развёрнутых сравнения (жизнь-гроза, тишина-дуга, душа-арфа) вносят разнообразие в строки, выполняют выразительную функцию.
Используя приём эвфемизма (Бунин заменил некое слово, употребление которого, по неизвестным нам причинам было нежелательным на неопределённое местоимение «кто-то»), оксюморона («житейское канет», «усыплённые жизнию», «напряжённой души»), аллегории (гроза-символ перемен, пропасть-символ бездны), анафоры (кто-то, и-и во второй и третьей строфе) и метафоры («усыплённые жизнию струны») писатель мастерски рисует образ одиночества.
Мелодичность строкам придаёт использование ассонанса (например во второй строфе на звук «а»), а аллитерация на шипящие и свистящие звуки, прежде всего на «с» ассоциируется с шёпотом.Стихотворение Блока «Есть минуты, когда не тревожит…» не может оставить равнодушным ни одного человека, потому что оно заставляет задуматься над серъёзным жизненным проблемами - одиночества, взаимопонимания людей, и написано таким живым и объёмным языком так красочно и ярко, что оставляет в памяти неи
Глава 6-8 Утром Том пытался притвориться больным, чтобы не идти в школу, но номер не Тетя вырвала ему шатающийся молочный зуб и отправила учиться. По дороге Том разговаривает с сыном местного пьяницы Гекльберри Финном. Все матери городка ненавидят оборванца Гека, все мальчишки обожают эту вольную птицу. Гек хвастается своим последним приобретением — дохлой кошкой, при которой он собирается нынче ночью сводить бородавки. Мальчишки очень суеверны: они верят в заговоры, колдовство, ведьм и порчу. На вопрос учителя, почему Том в очередной раз опоздал, мальчик не выкручивается, а честно отвечает: — Остановился поболтать с Геком Финном! За такую дерзость Сойера в наказание усаживают «с девочками». А ему только того и надо — ведь единственное свободное место в ряду девочек — рядом с Бекки Тэтчер. Том угощает Бекки Тэтчер персиком, проявляет различные знаки внимания и в конце концов пишет на грифельной доске «Я вас люблю». Учитель награждает его за невнимание жестокой поркой и отправляет опять в ряд мальчиков. Такая же порка достается озорнику и за то, что он устраивает с соседом по парте Джо Гарпером «гонки клопа» на парте. Но Тому к поркам не привыкать. Зато во время большой перемены он успевает еще раз объясниться Бекки в любви, уговорить ее на и поцелуй. Теперь они жених и невеста. Том утверждает, что это очень весело, и некстати ударяется в воспоминания: «Вот когда мы с Эми Лоуренс...» Ох, зря он это сделал! — Так, значит у тебя уж была невеста? — вскричала Бекки. И влюбленные, не успев порадоваться уже поссорились. Вместо того чтобы идти в школу, Том побрел в лес мимо стоящей на вершине Кардифской горы усадьбы вдовы Дуглас. В лесу Том ударился в мечты, представляя себя то героическим солдатом, то индейским вождем. Наконец он окончательно решил стать пиратом — Черным Мстителем Испанских морей. К Тому присоединяется Джо Гарпер и мальчики с увлечением играют в Робин Гуда, утверждая, что желали бы лучше на один год сделаться благородными разбойниками Шервудского леса, нежели президентами Соединенных Штатов на всю жизнь.
Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит...» и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет.
Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то», оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа.
С целью разнообразить, завуалировать и внести в атмосферу секретности, поэт скрывает нечёткие образы за некими символами. Попытаюсь разобраться, что имел в виду поэт за некоторыми из них.
Гроза. Буйство стихии, гром, молния, ливень - в природе. А в жизни? Наверное, роковые изменения, несущие за собой духовное очищение (вспомним «Грозу» Островского). В былые времена народ обожествлял грозу и, в то же время, слепо боялся её. Сейчас гроза лишь восхищает человека своим неистовством и страстью. Гроза – символ перемен, и, уподобляя ей жизнь, Александр Александрович Блок был как никогда прав.
Во второй строфе поэт дважды повторяет, желая выделить, обратить на себя внимание, слово «пропасть», подразумевая под ней бездну, бездну непонимания между двумя людьми, в которой в тот же миг, когда кто-то обратит на лирического героя внимание, исчезнет всё обывательское, не возвышенное - низкое. Бездна – это символ непонимания.
Тут же, тесно переплетаясь с прежним символом, автор вводит некую связь, мостик, крепко связывающий две души - радугу тишины: «… над пропастью медленно встанет семицветной дуги тишина…» Семицветная дуга тишина, выделенная знаками многоточия, -является символом единения.
И, наконец, символ арфы скрывает за собой душу человека, звуки которой сливаются в непередаваемую и непохожую на никакую другую мелодию, извлекаемую из арфы, а её струны, в свою очередь, являются струнами жизни… Следовательно душа терпит изменения под влиянием жизни.
Стихотворение «Есть минуты, когда не тревожит…» представляет читателю богатейший мир художественно-изобразительных средств.
Выделим, прежде всего, не слишком многочисленные, но изображающие предмет или явление наиболее существенно, показывающие значимые, конкретные признаки, которые поэт хотел наиболее ярко выразить.
Три богатых, красивых и развёрнутых сравнения (жизнь-гроза, тишина-дуга, душа-арфа) вносят разнообразие в строки, выполняют выразительную функцию.
Используя приём эвфемизма (Бунин заменил некое слово, употребление которого, по неизвестным нам причинам было нежелательным на неопределённое местоимение «кто-то»), оксюморона («житейское канет», «усыплённые жизнию», «напряжённой души»), аллегории (гроза-символ перемен, пропасть-символ бездны), анафоры (кто-то, и-и во второй и третьей строфе) и метафоры («усыплённые жизнию струны») писатель мастерски рисует образ одиночества.
Мелодичность строкам придаёт использование ассонанса (например во второй строфе на звук «а»), а аллитерация на шипящие и свистящие звуки, прежде всего на «с» ассоциируется с шёпотом.Стихотворение Блока «Есть минуты, когда не тревожит…» не может оставить равнодушным ни одного человека, потому что оно заставляет задуматься над серъёзным жизненным проблемами - одиночества, взаимопонимания людей, и написано таким живым и объёмным языком так красочно и ярко, что оставляет в памяти неи