Не многим подросткам удается показать твердость характера в 11 лет. Да еще вдали от дома, в голодные послевоенные годы. Главному герою выпала суровая доля – он вынужден был почти самостоятельно существовать в городе, учиться и добывать себе пропитание. Ему довелось узнать цену денег, выбрать заработка, научиться принимать Принимать не как милостыню, а как добрую взрослого милосердного человека.
С самого детства судьба главного героя была нелегкой. Старший сын в семье погибшего солдата – он рано заменил отца. Отсюда самостоятельность, практичность и смекалка. За светлую голову односельчане советовали отдать парня в школу райцентра. И мать решилась. Знала бы она, что учеба будет не самым трудным в его жизни. Присланные из дома продукты быстро таяли стараниями соседей, куда мать квартировала сына. От голода и кипяток был в радость. Но растущий организм требовал еды.
Первый свой суровый жизненный урок герой получил, играя в «чику» с окрестными мальчишками. Тут правила сила, наглость и стайный дух. Выигранный на молоко рубль обернулся для героя жестокими побоями, стая не любила умных и находчивых. Синяки, причина которых была предательски озвучена одноклассником, грозили мальчишке отчислением из школы и позором на всю деревню.
Но жизнь обернулась к герою иной стороной. Молодая учитель французского без назиданий вникла в проблему своего ученика. Ее сострадание и первые неумелые попытки голодному школьнику не сразу нашли отклик в душе мальчика. Он был гордым и самостоятельным. С детства он привык решать свои проблемы сам, терпеть невзгоды и ждать только от близких. Но Лидия Михайловна не опускала рук. Ей хотелось отогреть сердце маленького мужественного человека. Под благовидным предлогом дополнительных занятий она пригласила мальчика к себе домой. Удивительно, но там она превращалась в юную девушку, веселую и азартную, милую и непосредственную, словно девчонка из соседнего двора. Это и был ключ к сердцу ученика. Словно заправские друзья они играли в «пристенок» у учительницы дома. Она проигрывала, радуясь своей педагогической находке – дать возможность мальчишке почти честно заработать на еду. Он наслаждался домашним теплом и тем, что его принимают за равного, за друга.
В современном мире многие подростки почти не знают забот, их жизнь запланирована и обеспечена родителями. Но самостоятельная жизнь у всех впереди. От того, чему ты научился в школьные годы, зависит будущее. Я не только о багаже знаний. Нужно научиться быть сильным. Не тем силачом, что свернет горы и победит в поединке, а тем, кто справится со своими проблемами и протянет руку слабому. Добрые сердцем и сильные духом герои Валентина Распутина могут подать пример многим, кто стремится стать настоящим человеком.
Единственное измерение повести — измерение человеческое. Какие они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти...» ? К. Воробьев всем ходом повествования убедительно говорит, что они богатыри — и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький измученный подполковник» , который «зачем-то привстал на носки сапог» . Перед моими глазами как живой капитан Рюмин. Он является для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения, потому что, по К. Воробьеву, воплощает в себе достоинства и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок» . Все оттенки голоса капитана сохраняет Алексей Ястребов, который «уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода» . В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить «что-то небывало страшное и таинственное» , когда «он уже не кричал, а выл» , Алексей хотел одного — видеть Рюмина, быть с ним рядом. Рота обречена, гибель курсантов неизбежна — они в окружении.. . Зачем же понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника? Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибнуть, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто бы впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта — своя тоже — вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой».
Не многим подросткам удается показать твердость характера в 11 лет. Да еще вдали от дома, в голодные послевоенные годы. Главному герою выпала суровая доля – он вынужден был почти самостоятельно существовать в городе, учиться и добывать себе пропитание. Ему довелось узнать цену денег, выбрать заработка, научиться принимать Принимать не как милостыню, а как добрую взрослого милосердного человека.
С самого детства судьба главного героя была нелегкой. Старший сын в семье погибшего солдата – он рано заменил отца. Отсюда самостоятельность, практичность и смекалка. За светлую голову односельчане советовали отдать парня в школу райцентра. И мать решилась. Знала бы она, что учеба будет не самым трудным в его жизни. Присланные из дома продукты быстро таяли стараниями соседей, куда мать квартировала сына. От голода и кипяток был в радость. Но растущий организм требовал еды.
Первый свой суровый жизненный урок герой получил, играя в «чику» с окрестными мальчишками. Тут правила сила, наглость и стайный дух. Выигранный на молоко рубль обернулся для героя жестокими побоями, стая не любила умных и находчивых. Синяки, причина которых была предательски озвучена одноклассником, грозили мальчишке отчислением из школы и позором на всю деревню.
Но жизнь обернулась к герою иной стороной. Молодая учитель французского без назиданий вникла в проблему своего ученика. Ее сострадание и первые неумелые попытки голодному школьнику не сразу нашли отклик в душе мальчика. Он был гордым и самостоятельным. С детства он привык решать свои проблемы сам, терпеть невзгоды и ждать только от близких. Но Лидия Михайловна не опускала рук. Ей хотелось отогреть сердце маленького мужественного человека. Под благовидным предлогом дополнительных занятий она пригласила мальчика к себе домой. Удивительно, но там она превращалась в юную девушку, веселую и азартную, милую и непосредственную, словно девчонка из соседнего двора. Это и был ключ к сердцу ученика. Словно заправские друзья они играли в «пристенок» у учительницы дома. Она проигрывала, радуясь своей педагогической находке – дать возможность мальчишке почти честно заработать на еду. Он наслаждался домашним теплом и тем, что его принимают за равного, за друга.
В современном мире многие подростки почти не знают забот, их жизнь запланирована и обеспечена родителями. Но самостоятельная жизнь у всех впереди. От того, чему ты научился в школьные годы, зависит будущее. Я не только о багаже знаний. Нужно научиться быть сильным. Не тем силачом, что свернет горы и победит в поединке, а тем, кто справится со своими проблемами и протянет руку слабому. Добрые сердцем и сильные духом герои Валентина Распутина могут подать пример многим, кто стремится стать настоящим человеком.
Какие они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти...» ? К. Воробьев всем ходом повествования убедительно говорит, что они богатыри — и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький измученный подполковник» , который «зачем-то привстал на носки сапог» .
Перед моими глазами как живой капитан Рюмин. Он является для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения, потому что, по К. Воробьеву, воплощает в себе достоинства и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок» . Все оттенки голоса капитана сохраняет Алексей Ястребов, который «уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода» . В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить «что-то небывало страшное и таинственное» , когда «он уже не кричал, а выл» , Алексей хотел одного — видеть Рюмина, быть с ним рядом.
Рота обречена, гибель курсантов неизбежна — они в окружении.. . Зачем же понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника? Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибнуть, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто бы впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта — своя тоже — вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой».