8.Дапоўніце фразы:
а) П а ў л і н к а (да музыкаў). Мацуйцеся, мацуйцеся, музыканцікі. А то ўжо ногі чэшуцца. Так і хочацца з панам Адольфам сыпнуць “Лявоніху”. А д о л ь ф. Фі! Я
б) П а ў л і н к а. Ізноў скруціў (папраўляе). Вось гэтак было, гэтак біць трэба, а з гэтай хаджу, і пан Адольф ізноў
в) С ц я п а н. Ты гэта, каханенькая, родненькая, куды манілася ляцець? П а ў л і н к а. Я!..Я!..хацела замуж ісці. С ц я п а н і А л ь ж б е т а. Праз вакно?! П а ў л і н к а. А што ж, калі
План аннотации для читательского дневника.
1. Краткий пересказ (5 – 7 предложений, основные события)
2. Авторская позиция (это основная мысль текста; её можно определить, ответив на вопрос: почему так заканчивается книга?)
3. Краткая характеристика главного героя: основные поступки или поступок. Что о нём говорят другие герои, мысли героя о себе, внешний вид. Можно использовать не все пункты характеристики, но желательно цитировать.
4. Самый важный эпизод и почему. Назвать его (можно пересказать кратко). Как связан с основной мыслью книги?
5. Можно сказать о жанре книги (рассказ, повесть, роман, притча, сказка); как построена книга ( это вопрос повышенной сложности – необязательный).
6. Какие чувства, мысли (вопросы) появляются в процессе прочтения книги.
7. Порядок вопросов может быть изменён.
8. У вас должен получиться текст. Но, если не получается, можно отвечать по пунктам. Записываем вопрос – отвечаем.
9. Объём работы определяет книга и возможности ученика. НО! не меньше страницы.
А.Н.Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Действие “Путешествия” происходит во второй половине XVIII века.
Рассказчик - дворянин средних лет, едет по своим делам из Петербурга в Москву. По пути он делает остановки в городах и селах. В ходе путешествия читатель видит, как живут и работают крестьяне, купцы, дворяне и т.д. Автор показывает, что жизнь крестьян невыносима, дворяне относятся к ним, как к собакам, купцы наживают капиталы нечестным путём, взяточничество процветает, образование находится в упадке. Автор призывает дворян и правительство отменить рабство в России и провести реформы.
В главе «Любани» рассказчик встречает крестьянина, пашущего в воскресенье. Тот рассказывает, что барин заставляет его работать 6 дней в неделю, а чтобы прокормить свою семью остаются только праздники и ночи.
Его доля, хуже, чем у лошади: "Пока одна лошадь работает, другая отдыхает".
После прочтения «Путешествия» возникает вопрос: Действительно ли Екатерина II не замечала, что её обманывали?