8.Отличительные черты литературного развития периода "оттепели"
а) смягчение цензурных запретов, частичное возвращение произведений "задержанной" классики
б) отсутствие творческой свободы художника
в) формирование новых течений в литературном процессе: "деревенская" проза, "городская" проза, авторская песня
г) строгое следование принципам социалистического реализма
Во - первых ,он создал семью и делал всё ,чтобы его близкие были счастливы .Во - вторых ,когда началась война ,он не прятался от неё ,а пошёл воевать .Был фронтовым шофёром .Попал в плен В плену он вызвал восхищение немецкого офицера ,начальника концлагеря . А было так :после побега Соколову грозила смерть ,но его пригласили к коменданту .Независимое и смелое поведение русского солдата ему жизнь .Он получил в дар ещё буханку хлеба и кусок сала ,который принёс в барак и отдал голодным товарищам .Эта история - просто симфония о русском характере ..Бежал из плена наш герой несколько раз .В последний раз побег удался ,Андрей даже прихватил с собой языка - фрица .
Но война полностью уничтожила его семью .Дом был разрушен прямым попаданием снаряда ( погибли жена и дочки) А сын Анатолий был убит снайпером в самый последний день войны .Что остаётся человеку ? Да ещё когда в душе саднит незатухающая вина перед женой ,которая так рыдала .провожая Андрея на войну ,что он прикрикнул на неё .А теперь понимает ,что она чувствовала ,что никогда они не увидятся больше.
Но ,как это ни удивительно ,герой сумел преодолеть в себе ожесточение ,которое могли вызвать в его душе трагические события войны.
Андрей Соколов взял на воспитание мальчонку - сироту ,которого увидел побирающимся у придорожного кафе в городе Урюпинске ."Не бывать тому ,чтобы нам поодиночке погибать !" Он сказал ему ,что он и есть его отец .Ванюшка поверил ,и два одиноких несчастливых человека стали опорой друг другу .Автор встретил их у переправы ( с этого и начинается повесть ),и ,глядя им вслед ,Шолохов говорит :"Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина."
Андрею часто снятся его близкие .Они тянут к нему руки ,но колючая проволока не даёт им встретиться .Эта колючая проволока - символ душевных мук ,которые терзают душу героя .И опять авторский комментарий:"Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..".
Произведение очень поучительно .Оно учит любви к родине ( Андрей умел её защищать ) Любви к людям ( и к своим близким ,и к тем ,кто нуждается в Книга учит стойкости и несгибаемости ,твёрдости и вере!
Это прекрасное произведение о русском характере .
В самом начале произведения автор говорит о том, что в лирическом цикле “отразилась жизнь моя”, поэтому в этом стихотворении лирический герой неотделим от автора. Тут же он даёт оценку минувшим годам жизни: “исполнена тоски глубокой, // Противоречий.. . // любви высокой... ” Его жизнь неоднозначна, в ней было место и любви, и слепоте, она полна “противоречий”.
Лирический герой противостоит судьбе: он одинок, но в своём одиночестве счастлив (“счастливый сын уединенья”), потому что он поэт, один из “звёзд разрозненной Плеяды”. Он творец вымышленного мира, он далёк от суетного света (“позабыл, как бы во гробе.. . // шумный свет... ”), но ушёл от него самостоятельно и добровольно. И в своём уединении он не хочет отдаляться только от адресата, который мыслится и как друг, и как учитель (“и дружбы кроткими лучами, // И светом высшего огня... ”). Только за него он “возносит молящий глас” и к нему стремит “заботливые взгляды... ”
Неслучайна рифма: песнопение – дуновение. Она отсылает нас к более раннему стихотворению «Чудный град порой сольётся» (1829).
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
Мы опять встречаем тему зыбкости вдохновения. В данном случае “посторонняя суета” — это “дуновенья, // Которым в море бытия // Послушна наша ладия... ” Также в стихотворении видны романтические ценности — красота, любовь, — которые присутствовали в жизни автора. Идея двоемирия выражена не очень ярко, но всё же Баратынский указывает на другой мир, мир горний, мир провидения управлять нашими судьбами. Лирический герой не стремится к идеалу. Он может сам его создать, как “создал Лету”. Поэт становится творцом мифологического мира. Человек, становясь равным Богу, забывает о себе и хочет “отвлечь судьбы суровой // Удары грозные” от друга. Он простил всем: “злобе, безумству” — и живёт в своём мире, в созданной им Лете.