9. Какое художественное средство использует А. Блок в поэтических строчках:
«Река раскинулась…», «…грустит лениво…».
10. Укажите название художественного приема, использованного в поэме
«Пугачёв» : «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!», «Да, я знаю, я
знаю», «О Азия, Азия!», «Уж давно я, давно я…».
11. Как называется во в литературном произведении, использующийся
автором для того, чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному
явлению: «Не с того ли так свищут монгольские орды / Всем тем диким и злым,
что сидит в человеке?»
12. К какому жанру относится произведение С. Есенина «Пугачев»?
13. Подумайте и письменно ответьте на один из во а) Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу Пугачёва?
б) О чем Блок рассуждает в стихотворении « Россия»?
в) Почему в начале ХХ века Блок обращается к поэтическому воплощению события
далекой истории — Куликовской битвы?
В замечательном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми. Они охватывают обширное географическое пространство: Петербург, Москву и провинцию. В соответствии с этим, можно выделить Петербургский бал (гл. 1), светский бал, где Онегин вновь встречает Татьяну (гл. 8), Московский бал в Благородном собрании (гл. 7) и бал на именинах Татьяны в деревне (гл. 5)
Описание бала, на который приезжает молодой Онегин - это жизнь героя, быт, времяпровождение показывают нам интеллектуальный облик.
На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин, уставший от светских развлечений и охладелый душой. Он решает «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть молодого героя. Затем следует отъезд Онегина из деревни.
Барс концентрирует мощь и злую волю природы, отвернувшейся от Мцыри. Сила героя гиперболизирована, он в состоянии схватиться с диким зверем на равных. Схватка с барсом – символический бой: это поединок силы физической с силой духа. Конечно, Мцыри немощен и слаб физически, но им движет могучий дух и воля к победе, поэтому и зверь, и человек – противники, достойные друг друга. Они в состоянии драться на равных, но никто из них не в силах победить. В эпизоде с барсом достигает апофеоза мотив «дружбы-вражды» Мцыри с природой.
Много нового о себе смог узнать Мцыри во время дикой схватки с барсом. Он был силен и страшен во время боя, будто сам превратился в зверя. Героическая натура юноши раскрывается здесь наиболее полно и широко ему одержать победу над лесными зверями. Мцыри погружен в ощущение боя, как в глубокий сон. В пылу схватки он даже не замечает смертельных ран, нанесенных ему когтями барса.