Ну если вкратце. Вообще это все дело можно расписать листа на 4. Если этого мало, то в интернете все очень раснянуто, и много воды. Так что вот
Пушкінський “Пам’ятник”, що продовжує традиції Ломоносова і Державіна, варто в російській літературі на особливому місці. Він не тільки підбив підсумок пушкінської творчості, але і позначив той рубіж, ту висоту поетичного мистецтва, яка служила орієнтиром всім наступним поколінням російських поетів. Не всі вони суворо дотримувалися жанрової традиції вірша – “пам’ятника”, як А. А. Фет, але кожен раз, коли російський поет звертається до проблеми мистецтва, його призначення та оцінці своїх досягнень, він згадує пушкінські слова: “Я пам’ятник собі воздвиг нерукотворний…”, намагаючись наблизитися до його недосяжної Висоти.
Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.
смотри также:
Гоголь: путешествия писателя. Гоголь за границей
"Маленький человек" в творчестве Пушкина (сочинение)
Творчество Н.В. Гоголя (конспект лекции)
Биография и творчество Гоголя Н.В.
Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений
В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.
Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.
Ну если вкратце. Вообще это все дело можно расписать листа на 4. Если этого мало, то в интернете все очень раснянуто, и много воды. Так что вот
Пушкінський “Пам’ятник”, що продовжує традиції Ломоносова і Державіна, варто в російській літературі на особливому місці. Він не тільки підбив підсумок пушкінської творчості, але і позначив той рубіж, ту висоту поетичного мистецтва, яка служила орієнтиром всім наступним поколінням російських поетів. Не всі вони суворо дотримувалися жанрової традиції вірша – “пам’ятника”, як А. А. Фет, але кожен раз, коли російський поет звертається до проблеми мистецтва, його призначення та оцінці своїх досягнень, він згадує пушкінські слова: “Я пам’ятник собі воздвиг нерукотворний…”, намагаючись наблизитися до його недосяжної Висоти.
Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.
смотри также:
Гоголь: путешествия писателя. Гоголь за границей
"Маленький человек" в творчестве Пушкина (сочинение)
Творчество Н.В. Гоголя (конспект лекции)
Биография и творчество Гоголя Н.В.
Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений
В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.
Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.