Конечно, высмеивается необразованность, праздная, ленивая жизнь – а это актуально во все времена.
Но очень актуальная проблема – взаимоотношение родителей и детей и (что особенно важно! ) ответственности родителей за выбор их детьми жизненного пути.
Для госпожи Простаковой её сын Митрофанушка – свет в окне, смысл жизни. И она любой ценой хочет оградить его от всех трудностей.
Но какое будущее уготовано её сыну? Вечером в доме Простаковой происходит знаменитый экзамен Митрофанушки, когда матушка хочет показать приехавшему Стародуму, как выучился её сынок. При всём этом автор показывает, что сам Митрофанушка по-своему умён, остроумен. Разве не надо обладать остроумием, чтобы сказать, что дверь – это прилагательное, «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна» . Однако эти качества героя никому не нужны, и тем печальнее его бесперспективность в такой пустой и глупой среде, которая царит в доме Простаковой. Чему мог научить молодого человека, например, немец Вральман? А знания героем истории – это истории, которые рассказывает скотница Хавронья.
Этим вечером выясняется и то, какого будущего желает Простакова своему сыну. Простакова, утверждая, что «без наук люди живут и жили» , приводит в пример своего покойного батюшку, который не знал грамоты, но «челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтобы из сундука ничего не вынуть» . Чем не скупой рыцарь? Или не царь Кощей, который «над златом чахнет» ? Но когда мать ставит такую жизнь в пример своему сыну, становится страшно. И далее: «Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду» . Это будущее Митрофанушки? Такого будущего желает ему мать? Увы, и в наши дни такое бывает.
И смех при таких мыслях стихает. После этого вечера Стародум восклицает: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?» .
В конце комедии решается участь Митрофана: «Пошёл-ка служить» , - говорит ему Правдин. «По мне, куда велят» , - отвечает на это Митрофанушка, махнув рукой (как сказано в ремарке автора) . Уже совсем на комедию не похоже. А разве в наши дни не так равнодушно многие подходят к выбору жизненного пути? Мать решала за Митрофанушку буквально всё, и он попросту разучился думать самостоятельно. Но ведь ему самому предстоит прожить свою жизнь, никакая любящая мать не сделает это за него.
Но очень актуальная проблема – взаимоотношение родителей и детей и (что особенно важно! ) ответственности родителей за выбор их детьми жизненного пути.
Для госпожи Простаковой её сын Митрофанушка – свет в окне, смысл жизни. И она любой ценой хочет оградить его от всех трудностей.
Но какое будущее уготовано её сыну? Вечером в доме Простаковой происходит знаменитый экзамен Митрофанушки, когда матушка хочет показать приехавшему Стародуму, как выучился её сынок.
При всём этом автор показывает, что сам Митрофанушка по-своему умён, остроумен. Разве не надо обладать остроумием, чтобы сказать, что дверь – это прилагательное, «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна» . Однако эти качества героя никому не нужны, и тем печальнее его бесперспективность в такой пустой и глупой среде, которая царит в доме Простаковой. Чему мог научить молодого человека, например, немец Вральман? А знания героем истории – это истории, которые рассказывает скотница Хавронья.
Этим вечером выясняется и то, какого будущего желает Простакова своему сыну. Простакова, утверждая, что «без наук люди живут и жили» , приводит в пример своего покойного батюшку, который не знал грамоты, но «челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтобы из сундука ничего не вынуть» . Чем не скупой рыцарь? Или не царь Кощей, который «над златом чахнет» ? Но когда мать ставит такую жизнь в пример своему сыну, становится страшно. И далее: «Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду» . Это будущее Митрофанушки? Такого будущего желает ему мать? Увы, и в наши дни такое бывает.
И смех при таких мыслях стихает.
После этого вечера Стародум восклицает: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям?» .
В конце комедии решается участь Митрофана: «Пошёл-ка служить» , - говорит ему Правдин. «По мне, куда велят» , - отвечает на это Митрофанушка, махнув рукой (как сказано в ремарке автора) . Уже совсем на комедию не похоже. А разве в наши дни не так равнодушно многие подходят к выбору жизненного пути? Мать решала за Митрофанушку буквально всё, и он попросту разучился думать самостоятельно. Но ведь ему самому предстоит прожить свою жизнь, никакая любящая мать не сделает это за него.