"Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. И это действительно так. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека.
Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": "Онегин" твой будет карманным зеркалом русской молодежи". На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении.
Петербург – столица, оттого и собирал лучших людей того времени. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства — Княжнин, Истомина.
Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни "о соли светской злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.
Глазами столичного жителя показана нам Москва – "ярмарка невест", Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось". Он гордится Москвой 12го года:
Напрасно ждал Наполеон,
последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
с ключами старого Кремля.
Но современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя "Мертвые души". Красавец Ленский, "с душою прямо геттингенской", — романтик немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.
Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в сей толпе дворян освободителей крестьян".
Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием. "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху".
"Евгений Онегин" – это блистательный реалистический роман в стихах, в котором предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века и дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. В романе, по словам самого поэта — "отразился век и современный человек".
Из этой повести, больше всех мне понравился Вакула. Вакула-один из центральных персонажей этой повести. Он веселый и добрый парубок, работящий, хозяйственный и заботливый. О том, каков на деле Вакула, лучше всего говорят его поступки. Ради своей любимой девушки Оксаны кузнец в буквальном смысле готов оседлать черта и явиться на поклон царице. Что по тем временам виделось подвигом сродни тем, что совершил Геракл. На фоне Вакулы черты остальных героев предстают в еще более гротескной, преувеличенной форме. Солоха видится жадной и корыстной. Дьяк не просто лицемерным, но и подлым. И даже Чуб выглядит глупее, чем это можно ожидать от головы хутора. В отличие от хуторян, Вакула никогда не отступается от своих слов, потому и не спешит ими разбрасываться. Ведь за каждое ответственен не столько перед людьми, сколько перед самым строгим судьей – собственной совестью. Именно за эти качества, мне больше всех полюбился кузнец Вакула.
"Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. И это действительно так. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов ("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека.
Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": "Онегин" твой будет карманным зеркалом русской молодежи". На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении.
Петербург – столица, оттого и собирал лучших людей того времени. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства — Княжнин, Истомина.
Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни "о соли светской злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.
Глазами столичного жителя показана нам Москва – "ярмарка невест", Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось". Он гордится Москвой 12го года:
Напрасно ждал Наполеон,
последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
с ключами старого Кремля.
Но современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя "Мертвые души". Красавец Ленский, "с душою прямо геттингенской", — романтик немецкого склада, "поклонник Канта", не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.
Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя "в сей толпе дворян освободителей крестьян".
Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием. "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху".
"Евгений Онегин" – это блистательный реалистический роман в стихах, в котором предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века и дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. В романе, по словам самого поэта — "отразился век и современный человек".
О том, каков на деле Вакула, лучше всего говорят его поступки. Ради своей любимой девушки Оксаны кузнец в буквальном смысле готов оседлать черта и явиться на поклон царице. Что по тем временам виделось подвигом сродни тем, что совершил Геракл.
На фоне Вакулы черты остальных героев предстают в еще более гротескной, преувеличенной форме. Солоха видится жадной и корыстной. Дьяк не просто лицемерным, но и подлым. И даже Чуб выглядит глупее, чем это можно ожидать от головы хутора.
В отличие от хуторян, Вакула никогда не отступается от своих слов, потому и не спешит ими разбрасываться. Ведь за каждое ответственен не столько перед людьми, сколько перед самым строгим судьей – собственной совестью. Именно за эти качества, мне больше всех полюбился кузнец Вакула.