Анализ эпизода «Осада польского города Дубно» 1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
• кто они?
• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
• автора;
• персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
• их отношение к событию;
• к вопросу (проблеме);
• друг к другу;
• кратко проанализировать речь участников диалога;
• сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
• выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
• определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
не знаю как кто, а я не представляю своего детства без "необыкновенных приключений карика и вали" яна ларри, где двое и профессор, приняв уменьшительные таблеточки, провели, так сказать, волшебный эксперимент, путешествуя в мире насекомых. почему я вспомнила об этой книге? да все просто - "в пещерах мурозавра" похожее по сюжету произведение, только вот герои в книгах разнятся. если карик - приятный и милый мальчик, а валя - замечательная и добродушная девочка, то из муравьиной фима и нюня - тот еще тандем. не знаю, тяжелый ли жизненный опыт натальи сухановой, выражающийся в подобных проекциях и переносах, или известные ей других людей послужили основой для создания характеров детских персонажей, но мальчик, несмотря на свою интеллектуальность и ученость оказался весьма противным кадром: уже в 11 лет в нем сквозит нелюбовь к людям, противопоставление им насекомых и возвышение этих созданий над человечеством (цитировать противно, в книге открытом текстом встречается данное мировоззрение), а также ему свойственно откровенное моральное издевательство над нюней, которая выступает в книге всепрощающей жертвой, все время и всеми поступками стремящейся завоевать интерес парниши, откровенно считающего малышку глупой и не скрывающего, что она для него пустое место - напомню, детям всего 9 и 11 лет. автор весьма странно подошла к написанию детской книги, в которой фиму (как это обычно делается) со всеми негативными, перечисленными выше, чертами, она не выставила отрицательным героем, наоборот, и нюня, и взрослые персонажи не только отправились в опасную спасательную экспедицию, но и до, и после, вели себя с мальчиком, как с особой драгоценностью - нет, не сюсюкались, скорее можно описать фразой с определенной интонацией "это же " поэтому трудно советовать это произведение детям - в книге нет осуждения плохого, мораль выражается скорее в полном принятии недостатков, что хорошо, но почему-то забыта одна малюсенькая деталь - принимая человека, мы не должны жертвовать своим душевным комфортом и становиться заложниками его сложной психической конструкции. соответственно "в пещерах мурозавра" - минимум для подросткового чтения, но представителям пубертатного периода подобное уже не интересно, а взрослого однозначно покоробит подобие стокгольмского синдрома.
"а в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью. время от времени из мрака появляется эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин. все вокруг погружается во мрак и тишину. на следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не " главная мысль повести - мысль о том, что социальная несправедливость, неразумность общественных отношений трагически отражаются на судьбе отдельного человека. общество калечит, терзает человека, делает его несчастным и преждевременно убивает его.