Автор назвал одну из повестей своего романа именем черкесской девушки бэлы. это название как будто предопределяет трогательность и некоторый драматизм сюжета. и действительно, по мере повествования, которое ведется от лица штабс-капитана максим максимыча, мы знакомимся с яркими, необычными персонажами. главный герой повести – офицер григорий александрович печорин, прибывший на кавказ для прохождения воинской службы. он сразу предстает перед нами человеком необычным: увлекающимся, смелым, умным: «славный был малый, только немножко странен. ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего… ходил на кабана один на один…» - так характеризует его максим максимыч. характер печорина сложен и противоречив. наряду с его положительными качествами, мы вскоре убеждаемся в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. для собственного удовольствия, из жажды новых впечатлений, он вступает в сговор с бесшабашным черкесом азаматом, бредившем хорошими лошадьми. в обмен на лошадь казбича, печорин, тайно, решает заполучить от черкеса его сестру, юную девушку бэлу, даже не думая об ее согласии. на возражения максим максимыча, что это «нехорошее дело», печорин отвечает: «дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он…». и вот этот немыслимый обмен девушки на лошадь состоялся. офицер печорин стал хозяином бэлы и пытался приучить ее к мысли, «что она никому не будет принадлежать кроме него…». вниманием, подарками, уговорами печорин сумел добиться любви гордой и недоверчивой бэлы. но у этой любви не могло быть счастливого финала. по словам автора: «что началось необыкновенным образом, должно так же и кончиться. скоро отношение печорина к «бедной девочке переменилось». бэла быстро надоела ему, и он стал искать всяческого повода уйти от нее, хотя бы на время. бэла является полной противоположностью печорину. если он – дворянин, светский аристократ и сердцеед, то бэла – девушка, живущая по законам гор, в соответствии со своими национальными традициями и обычаями. она готова всю жизнь любить одного мужчину, быть до конца преданной ему и верной. а сколько гордости и независимости было в этой юной чеченке, хотя она понимала, что стала пленницей печорина. как настоящая жительница гор, она готова принять любой поворот судьбы: «если ее разлюбят – она сама уйдет, потому что она – княжеская дочь…». на самом деле бела так полюбила печорина, что несмотря на его холодность, думала только о нем. ее огромное безответное чувство к этому офицеру и стало причиной ее гибели от рук казбича. смерть бэла приняла спокойно, говоря только о своей искренней любви к печорину. наверное, она была достойна лучшей участи, но полюбила равнодушного и холодного человека и пожертвовала ради этого своей жизнью. какова же была реакция печорина на ее смерть? он спокойно сидел с лицом, которое «не выражало ничего особенного». а в ответ на слова утешения максим максимыча, «он поднял голову и засмеялся». всюду, где появлялся печорин, он приносил людям страдания и несчастия. вырванная из родной семьи и брошенная им бэла погибла. но ее любовь и смерть стали лишь простыми в жизни печорина
Основные темы лирики некрасова 1)тема о назначении поэта и поэзии ("поэт и гражданин", "муза", "элегия") 2)тема родины и народа ("размышления у парадного подъезда", "железная дорога", "забытая деревня", "школьник", "несжатая полоса", "в полном разгаре страда ") 3)идеал общественного деятеля ("памяти добролюбова", "белинский", "несчастные") в стихах некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью родины, способен отдать за неё жизнь. в поэтических раздумьях поэта запечатлены черты лучших людей времени и индивидуальные портреты добролюбова и белинского. в творчестве некрасова тема "белинский" была не только личной, но и важной. 4)некрасов - поэт-сатирик ("нравственный человек") 5)любовная лирика ("панаевский цикл", "мы с тобой бестолковые люди") любовь в стихах некрасова согревает человека, выжить в жестоком мире. драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его с авдотьей панаевой. она была его счастьем и мукой. вызвала целую серию любовных стихов под названием "панаевский цикл". влюбленные встречаются, сорятся, мирятся и в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины, подруги, как опоры в трудной, жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.