Имя Сакена Сейфуллина известно каждому живущему в Казахстане человеку, настолько его имя прочно и неразрывно связано с историей нашего народа. Блестящий поэт, замечательный прозаик, глубокий драматург, и, наконец, человек, искренне переживающий за судьбу своего народа – именно таким запомнился и будет запоминаться Сакен Сейфуллин многим поколениям.
Его жизнь промчалась стремительно, осветив огромное пространство литературы и культуры своим талантом, если не сказать больше – гением. В истории осталось немало воспоминаний о Сакене Сейфуллине, достаточно и высказываний о нем, но одним из наиболее интересных и познавательных остается воспоминание Галины Серебряковой, которая встретилась с Сакеном Сейфуллиным в Москве.
Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим более сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуглое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза смотрел он прямо, честно и смело, и походил на олицетворявших отвагу' и волю воинов с древнеперсидских фресок.
За двадцать пять лет творческой деятельности Сакену Сейфуллину удалось то, чего некоторые не достигают и за всю жизнь его можно сравнить с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, ведь и у автора “Героя нашего времени” было крайне мало земного времени, а как много написано и сделано! И Сакен Сейфуллин, и Михаил Лермонтов оставили после себя впечатляющее наследие, которое вот уже много лет читают, изучают и анализируют.
Август 1916 года. Последние дни знойного шилде, макушки лета, как называют здесь то время, когда травы, кустарники уже тронуты увяданием, а до осени еще далеко-далеко
- с этих слов начинается повесть Сейфуллина, и ими же она оканчивается, но сколько всего читатель узнает в этот промежуток! Повесть “Айша” не изобилует многочисленными событиями, и любители пресловутого “экшена” немного найдут в ней для себя сцена погони и борьбы Айши со стадом волков, их увлечет, но для этого они должны будут прочитать больше половины повести, но вот сделают ли они это? “Айша” - это горькое и трагичное путешествие в глубины женской души, души поруганной, но не сдавшейся, души сильной, несгибаемой и честной.
Хмурое лицо, плотно сдвинутые соболиные брови, глаза, полные. тоски... Она не слыла в ауле хохотушкой, но на сей раз выражение ее лица было столь красноречиво, что даже посторонний заметил бы, что ее гнетет печаль. И сердца ее сверстниц сжимались от жалости к девушке, но они таили свои чувства и во что бы то ни стало пытались развеселить Айшу.
Айшу, слывущую едва ли не первой красавицей в ауле, собираются выдать замуж за старика, который овдовел менее месяца назад, а теперь решил взять себе молодую невесту, но и здесь все не так просто – никогда бы не взял Шакир в жены Айшу, если бы был и родители ее были более знатными. А так с золота и скота он заполучил ее, купил, как товар на рынке. Ни матери, ни у отца не встретила бедная девушка сочувствия, так как деньги перевесили все:
Временами, правда, просыпалась в нем жалость к дочери, но богатство, неожиданно свалившееся на голову, было слишком весомым, чтобы долго печалиться о ее судьбе. В конце концов - такова женская доля!
Вот именно о “женской доле”, которая сделала несчастными столько семей, пишет Сакен Сейфуллин с таким гневом, в уста девушки вкладывая свои мысли:
Что хотите со мной делайте, но прощаться я ни с кем не стану. В чьем доме готово угощение для меня? Чье благословение я должна получить? И на что благословляете меня вы, родители, сбыв меня с рук и продав вдовцу? Как пса бездомного, гоните меня за порог, торопитесь, сердитесь! Не мил мне мой род, если он так поступает со мной! И если лошади готовы, то и я готова. Приведите сюда коня. Велите сесть в седла тем, кто поедет к каракесекам за моим выкупом.
Темы классового неравенства, богатства, разделяющего семьи и разложению морали – все они тесно взаимосвязаны с судьбой Айши:
Ведь все они - внуки одного и того же деда, но проклятое богатство развело их в разные стороны. И если бы не богатство, разве додумался бы отец отдать рябому старику, обремененному детьми, нежную Айшу, похожую на белую лебедь. Будь проклято ты, богатство!
Не одну женщину постигла участь несчастной, о которой вспоминала Айша, готовясь к побегу, и соглашаясь с тем, что лучше уж смерть, чем та жизнь, что ожидала ее:
Все медленней и медленней билось сердце. Прыгали, кружились снежинки. Угасающему взору чудилось: злобные джинны сидят на снежинках, хлопают в ладоши, заливисто хохочут. Смеялась, играла, плакала слепая вьюга, а потом нежно укрыла женщину пушистым снежным саваном, и наступила тишина
Имя Сакена Сейфуллина известно каждому живущему в Казахстане человеку, настолько его имя прочно и неразрывно связано с историей нашего народа. Блестящий поэт, замечательный прозаик, глубокий драматург, и, наконец, человек, искренне переживающий за судьбу своего народа – именно таким запомнился и будет запоминаться Сакен Сейфуллин многим поколениям.
Его жизнь промчалась стремительно, осветив огромное пространство литературы и культуры своим талантом, если не сказать больше – гением. В истории осталось немало воспоминаний о Сакене Сейфуллине, достаточно и высказываний о нем, но одним из наиболее интересных и познавательных остается воспоминание Галины Серебряковой, которая встретилась с Сакеном Сейфуллиным в Москве.
Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим более сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуглое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза смотрел он прямо, честно и смело, и походил на олицетворявших отвагу' и волю воинов с древнеперсидских фресок.
За двадцать пять лет творческой деятельности Сакену Сейфуллину удалось то, чего некоторые не достигают и за всю жизнь его можно сравнить с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, ведь и у автора “Героя нашего времени” было крайне мало земного времени, а как много написано и сделано! И Сакен Сейфуллин, и Михаил Лермонтов оставили после себя впечатляющее наследие, которое вот уже много лет читают, изучают и анализируют.
Август 1916 года. Последние дни знойного шилде, макушки лета, как называют здесь то время, когда травы, кустарники уже тронуты увяданием, а до осени еще далеко-далеко
- с этих слов начинается повесть Сейфуллина, и ими же она оканчивается, но сколько всего читатель узнает в этот промежуток! Повесть “Айша” не изобилует многочисленными событиями, и любители пресловутого “экшена” немного найдут в ней для себя сцена погони и борьбы Айши со стадом волков, их увлечет, но для этого они должны будут прочитать больше половины повести, но вот сделают ли они это? “Айша” - это горькое и трагичное путешествие в глубины женской души, души поруганной, но не сдавшейся, души сильной, несгибаемой и честной.
Хмурое лицо, плотно сдвинутые соболиные брови, глаза, полные. тоски... Она не слыла в ауле хохотушкой, но на сей раз выражение ее лица было столь красноречиво, что даже посторонний заметил бы, что ее гнетет печаль. И сердца ее сверстниц сжимались от жалости к девушке, но они таили свои чувства и во что бы то ни стало пытались развеселить Айшу.
Айшу, слывущую едва ли не первой красавицей в ауле, собираются выдать замуж за старика, который овдовел менее месяца назад, а теперь решил взять себе молодую невесту, но и здесь все не так просто – никогда бы не взял Шакир в жены Айшу, если бы был и родители ее были более знатными. А так с золота и скота он заполучил ее, купил, как товар на рынке. Ни матери, ни у отца не встретила бедная девушка сочувствия, так как деньги перевесили все:
Временами, правда, просыпалась в нем жалость к дочери, но богатство, неожиданно свалившееся на голову, было слишком весомым, чтобы долго печалиться о ее судьбе. В конце концов - такова женская доля!
Вот именно о “женской доле”, которая сделала несчастными столько семей, пишет Сакен Сейфуллин с таким гневом, в уста девушки вкладывая свои мысли:
Что хотите со мной делайте, но прощаться я ни с кем не стану. В чьем доме готово угощение для меня? Чье благословение я должна получить? И на что благословляете меня вы, родители, сбыв меня с рук и продав вдовцу? Как пса бездомного, гоните меня за порог, торопитесь, сердитесь! Не мил мне мой род, если он так поступает со мной! И если лошади готовы, то и я готова. Приведите сюда коня. Велите сесть в седла тем, кто поедет к каракесекам за моим выкупом.
Темы классового неравенства, богатства, разделяющего семьи и разложению морали – все они тесно взаимосвязаны с судьбой Айши:
Ведь все они - внуки одного и того же деда, но проклятое богатство развело их в разные стороны. И если бы не богатство, разве додумался бы отец отдать рябому старику, обремененному детьми, нежную Айшу, похожую на белую лебедь. Будь проклято ты, богатство!
Не одну женщину постигла участь несчастной, о которой вспоминала Айша, готовясь к побегу, и соглашаясь с тем, что лучше уж смерть, чем та жизнь, что ожидала ее:
Все медленней и медленней билось сердце. Прыгали, кружились снежинки. Угасающему взору чудилось: злобные джинны сидят на снежинках, хлопают в ладоши, заливисто хохочут. Смеялась, играла, плакала слепая вьюга, а потом нежно укрыла женщину пушистым снежным саваном, и наступила тишина