Анализ рассказа и. бунина “солнечный удар” анализ произведения малой эпической формы план анализа прозы 1. создания. 2. сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии: дл (действующие лица); события. 3. сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать): экспозиция - условия и обстоятельства, которые к возникновению конфликта; завязка - начало или проявление и обострение конфликта; развитие действия; кульминация; развязка; эпилог.4. композиция: последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания"; точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей; придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости. 5. образы дл (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей. 6. стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают: выбор темы и ее раскрытие; разработку любимых жанровых форм; язык; использование художественных средств 7. жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий. рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы дл, характеры дл в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц)
- Ах, как хорошо, - говорил он, вздыхая, но потом снова принимался за свое дело...
Путешественники, осматривая столицу говорили: "Вот это лучше всего!”
В книгах о Китае писали:"Ради того, чтобы послушать ее пение, советуем каждому съездить в Китай”.
Девочка с кухни императора: "Он поет так нежно, что слезы сами собой текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно, будто меня целует матушка".
Первый министр: "Его голос звенит так же звонко, как стеклянные колокольчики на парадном балдахине императора".
Император: Он пел так нежно, так чудесно, что даже у самого императора выступили на глазах слезы и покатились по щекам. Пение его так и хватало за сердце.
Смерть заслушалась соловья и отдавала одно сокровище за другим. Смерти так захотелось вернуться к себе домой, на тихое кладбище, что она закуталась в белый холодный туман и вылетела в окно.
2. Смысл противопоставления живой и механической птицы в том, что человек пытается все оценить и присвоить. Но повторить в механизме красоту и уникальность природы невозможно. Возможно лишь иметь рядом с собой красивую, но бездушную подделку.
3. "Красота мир". Это ее свойство позволяет любому человеку осознать свою бренность, свои грехи. Природа прекрасна и бесхитростна, она готова одарить любовью, счастьем и исцелением любого, кто прикоснется к ней душой. Маленькая частица природы - соловей, учит прощению, учит быть свободным от оков оценок и мнений. Перед красотой и любовью отступает сама Смерть. Ведь если они живут в душе и сердце человека - он бессмертен.
I. Причины обращения М. Лермонтова к событиям далекого Деспотизм царской власти при Николае I с его жандармами мало чем отличался от деспотизма опричнины. Не так давно было подавлено восстание декабристов. На дуэли погиб А. Пушкин, защищая честьсвоей жены. Не находя ярких примеров в современности, поэт обращается к
II. Описание кулачного боя. («Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские на Москву-реку, на кулачный бой», «Приехал царь со дружиною», «оцепили место в 25 сажень...»)
III. Кирибеевич во время боя. (Кирибеевич вышел на кулачный бой, чтоб потешить царя, показать свою удаль. Ведет он себя самоуверенно: «на просторе опричник похаживает, над плохими бойцами посмеивается». Но услыхав гневную речь Калашникова, опричник «побелел в лице», «бойки очи затуманились, между сильных плеч пробежал мороз».)
IV. Степан Калашников во время боя. (Калашников вышел «на страшный бой, на последний бой» защитить свое доброе имя и честь своей жены. Убив Кирибеевича, он смело отвечает царю, что опричника «убил... вольной волею».)
V. Иван Грозный во время боя. («Приехал царь со дружиною, со боярами и опричниками» потешиться на кулачный бой. Но после того как купец убил его любимого опричника, «царь Иван Васильевич прогневался гневом, топнул о землю». Услыхав смелый ответ Калашникова, Иван Грозный велит казнить купца.)
VI. Значение присутствия царя во время кулачного боя для раскрытия образа купца Калашникова. (Убив Кирибеевича в присутствии царя, Калашников бросает вызов не только опричнику, но и самому государю. А его смелый ответ Ивану Грозному говорит о том, что Калашников — независимый человек, он не признает даже за царем права вмешиваться в его семейные дела.)
VII. Отношение народа к поступку Степана Калашникова. (Народ сочувствует купцу Калашникову. Его подвиг живет в песне. Не забыта и его могила: «пройдет стар человек — перекрестится, пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится, а пройдут гусляры — споют песенку».)
Подробнее: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным - 7 класс - Русский язык и литература - Сочинения | ЕГЭ