Анализ стихотворения Беллы Ахмадулиной «Опять сентябрь, как тьму времён назад...» по плану.
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
3. Жанр стихотворения.
4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
7. С каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
8. Моё восприятие стихотворения.
9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
одна, велика — ті,хто дотримується «сімейних правил», що встановлені сучасним суспільством;
друга — ті, хто ці правила відкинув, переступив через них.
♦Що ж це за «сімейні правила»? (Суспільство давно мовчки погодилося заплющувати очі на відхід від норм сімейного життя, якщо йдеться про одруженого чоловіка. Для нього це ледь не заслуга, «геройство», ознака популярності. А заміжню жінку суворо засуджують, особливо коли йдеться не про легенький флірт, а про справжнє кохання, прагнення до особистого щастя.)
В этом рассказе Дениска вместе с маленькой девочкой Алёнкой попадает на весёлую ярмарку. Здесь шумно и празднично, и дети радуются весне, красиво одетым людям и ярким витринам. А затем Дениска выпускает купленный для Алёнки шарик, выпускает, потому что ему вдруг кажется, что шарик живой и просится на свободу.
Главным героем рассказа, как и большинства в этом сборнике, является Дениска - мальчик с живой фантазией и очень чуткой душой. Его отличает видеть красоту в простых вещах, совершать добрые поступки. Вот и здесь, взяв в руку ниточку шарика, он вдруг почувствовал, как тот словно пытается улететь, вырваться на свободу. И Дениска не мог его удерживать. Красный шарик, улетающий вдаль, в синее небо, кажется Дениске невероятно красивым, он не думает о потраченных деньгах и о потере вещи, для него это неважно.
Алёнка младше Дениске, ей сложнее понять такие вещи, девочка плачет и расстраивается, ведь у неё отняли шарик, который она так хотела. Но в конце произведения благодаря её короткому и искреннему замечанию мы понимаем, что девочка тоже смогла понять главного героя, понять, как это красиво, когда "все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик".
Главная мысль рассказа в том, что нужно уметь видеть красоту в обычных вещах, надо уметь отказаться от вещей, чтобы увидеть эту красоту.