Анализ стихотворения м.ю. лермонтов выхожу один я на дорогу 1 создания 12 предложения 2 тема 3 идея основная мысль 4 стихотворный размер 5 типы рифмы открытый или закрытый 6 цветопись 7 какие чувства испытывает поэт когда написал это стихотворение нехватает времени
ответ:
«выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения лермонтова
судьбу поэта начала xix века михаила юрьевича лермонтова трудно назвать счастливой. в три года оставшись без матери на попечении родной бабушки елизаветы алексеевны арсеньевой, он практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувство одиночества, может быть, поэтому мотив одиночества и становится ведущим в его творчестве. почти в каждом стихотворении повторяются слова «один», «одинокий». есть они и в стихотворении «выхожу один я на дорогу», об анализе которого пойдет речь далее.
подобную лирику принято называть философской, и, хотя здесь присутствует пейзаж, данного стихотворения заключается том, чтобы подчеркнуть мысли лирического героя, тревожащие его душу и волнующие его сердце. в природе все спокойно, ничто не нарушает красоту ночного пейзажа:
в небесах торжественно и чудно!
спит земля в сиянье голубом
а герою не просто не спится — герою «так больно и так трудно», что он один выходит на дорогу, видимо, чтобы насладиться красотой ночи, послушать, как «звезда с звездою говорит», и получить душевное успокоение. если в народной поэзии было принято использование параллелизма, чтобы через восприятие состояния природы можно было понять состояние лирического героя, то в поэзии xix века, особенно в творчестве м. лермонтова, ф. тютчева, а. фета, проявляется другая тенденция — противопоставлять гармонию в природе и разлад в душе человека.
подобный контраст присутствует и в произведении лермонтова. автор любуется умиротворенным состоянием природы, тогда как его герой мучается извечными вопросами бытия:
жду ль чего? жалею ли о чём?
подобные вопросы обычно себе люди, прожившие долгую жизнь, но, по меньшей мере, странно слышать их от человека, которому исполнилось лишь 27 лет. однако стихотворение, написанное в 1841 году, за три месяца до трагической гибели на дуэли, воспринимается как предсказание, будто само провидение водило рукой поэта.
при этом важно отметить, что герой, хотя и не ждет уже ничего от жизни, но и прошлого ему ничуть не жаль. почти дословно напишет подобные строки через 100 с лишним лет сергей есенин перед тем, как добровольно уйдет из жизни: «не жаль мне лет, растраченных » он навсегда обрел свободу, но обрел ли покой, неизвестно.
лирический герой лермонтова тоже жаждет «свободы и покоя», а для этого он хочет «забыться и заснуть». однако он желает навеки заснуть не «холодным сном могилы», а так,
чтоб в груди дремали жизни силы,
чтоб дыша вздымалась тихо грудь.
конечно, такое невозможно. только те мертвецы, которых не похоронили, действительно не могут обрести покой, и их душа скитается неприкаянной. поэт же имел в виду другое. возможно, для него было необходимо остаться жить в своих стихах, в своем творчестве. подобная идея «нерукотворного памятника» уже неоднократно использовалась в произведениях поэтов разного времени, начиная с горация и заканчивая пушкиным. но такая идея звучит слишком монументально.
герой стихотворения михаила юрьевича лермонтова специально выходит один на дорогу, чтобы быть наедине с богом. возможно, тогда его молитва будет услышана и сбудется его горячее желание, выраженное в заключительных строчках этого произведения. герой мечтает, чтобы всю ночь и весь день, его слух лелея, «про любовь сладкий голос пел», а над ним «чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел».
все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса — подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий) несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.
не случайно это стихотворение признано одним из лучших лирических шедевров поэзии начала xix века.
объяснение: