Анализ стихотворения мальчик на дороге Мальчишка мне попался на дороге,
Он шел, смотря из-под опухших век,
Русоголовый, маленький и строгий,
Узнавший горе русский человек.
Его станицу пушками разбили,
Чужие люди в дом вошли и в сад.
Где папа с мамой мальчика любили,
Где папа с мамой мертвые лежат.
Трещали крыши от огня в колхозе.
Бродил в лощинках, запинаясь, дым,
Ревели танки, сокрушая озимь,
И мальчик шел. И пепел плыл над ним
Земли сожженной черное молчанье.
В его глазах отчаянье и страх.
…А в этот день шутили англичане
В кругу своих детей. На островах.
А в этот день, закованные в панцирь,
На якоря поставив корабли.
Крутили патефон американцы
От плачущего мальчика вдали.
Он ковылял устало по проселку
И вдруг увидел нас в пыли, в дыму.
Мы в этот день форсировали Волгу.
Мы шли к нему. К мальчишке своему.
Стихотворение "Мальчик на дороге" описывает одинокого и опустошенного мальчика, который стал свидетелем войны и потерял свою семью. Давай анализировать стихотворение построчно.
Первый строфа говорит о том, что мальчик попался автору на дороге. Он идет, прикрывая свои опухшие глаза руками и выглядит маленьким и серьезным. Узнавший горе, он представляет собой типичного русского человека.
Во второй строфе узнаем, что его деревню разрушили войной - станицу его люди и положили к нему дом и сад его погибшим родителям. Трещали крыши от огня в колхозе, танки ревели и разрушали грядки, окутывая мальчика пеплом. Здесь автор передает нам ощущение сожженной земли и всеобщего ужаса в глазах мальчика.
В третьей строфе автор упоминает, что в этот день англичане шутили в своих странах, рассказывая анекдоты и весело проводя время с детьми. В то же время, в стране автора творится война, и американцы, закрывшись в своих бронированных машинах, слушали плачущего мальчика через далекий фонограф.
Заключительная строфа говорит о том, как автор и его соратники форсируют реку Волгу и приближаются к мальчику, который видит их в пыли и дыму.
Теперь взглянем на основные темы и символы, которые можно выделить в этом стихотворении:
- Война: Вся поэтическая коллекция, включая стихотворение "Мальчик на дороге", была написана во время Великой Отечественной войны. Война является главной темой стихотворения и наглядно описывается через разрушение домов, трещавшие крыши от огня и рев танков.
- Потери: Мальчик потерял свою семью и все, что имел в этом жестоком конфликте. Он остался один и испытывает отчаяние и страх.
- Осиротелость: Мальчик остается без защиты и материальной поддержки после гибели своих родителей. Изображение его пустошей и опустошения подчеркивает его одиночество и утрату всех привязанностей.
- Глобальный разрыв: В каких-то частях мира люди шутят и проводят время весело, несмотря на происходящую войну и страдания. Это символизирует разделение между теми, кто находится в зоне конфликта, и теми, кто живет в безопасности.
- Соединение: В заключительной строфе автор и его соратники приближаются к мальчику, показывая надежду на соединение и помощь, которую они готовы предоставить ему. Они форсируют реку Волгу, чтобы достичь его.
Таким образом, в стихотворении "Мальчик на дороге" автор передает чувство потери, одиночества и разрушения, вызванных войной, а также надежду на соединение и поддержку. Читая стихотворение в целом, мы можем проникнуться чувством страдания мальчика и осознать важность солидарности и помощи в трудных временах. Надеюсь, этот анализ поможет тебе понять значение и символику стихотворения.